Это спектакль, о котором даже не просто писать,  не то, что говорить, а  тем более — смотреть. Смотреть постановку Романа Кагановича по автобиографической книге  Анны Старобинец, откровенно говоря, местами бывает тяжело, даже  невыносимо («Посмотри на него» трансформируется  для зрителя в «Смотри его» вопреки всему) .

Что может быть хуже для матери, чем во время УЗИ узнать, что ее  будущему ребенку не суждено прожить и 3-х дней (от силы — месяц), что он обречен и помочь ему никак нельзя?

Где-то, в цивилизованной Европе, лечащий врач, произнося сей неутешительный диагноз, приглушит голос и сочувственно скажет: «Мне очень жаль, что вы оказались в нашей клинике по такому грустному поводу», а потом  поможет беременной женщине максимально безболезненно (насколько это вообще возможно в подобной ситуации) пройти и пережить  невосполнимую утрату. Но не в России, бл…, где » ваш долг –страдать. И физически, и морально».

16-ая неделя. Московская женская консультация.  Гинеколог нервно копошится между ног Анны Старобинец. Неутешительный диагноз — мультикистозная дисплазия почек.

С одной стороны, казалось бы: » Подумаешь, почки. Ну, то есть почки – это, конечно, важно, но это все же не сердце, не легкие и не мозг…», с другой: «…они занимают бо́льшую часть брюшной полости плода. Они в пять раз больше, чем должны быть».

Прерывать беременность или доносить и родить ребенка, чтобы он  сразу умер у тебя на руках?! Как жить с мыслью, что ты убил собственное дитя? Как жить потом? Как вообще жить?

В России не «принято снимать боль – и душевную, и физическую – всеми доступными способами”, в России принято испытывать ее на максимально высоких частотах. Вас будут презирать, оскорблять, пытаться от вас избавиться на всех уровнях социума: от самых низших «беременюшек» — хейтеров до высших светил российской медицины. Что, вам плохо?! Так  давайте пригласим студентов — медиков, посмотреть на вас с раздвинутыми ногами, изучить на плод, который в скором времени погибнет, а, может, вам нужен районный психолог?! Может, вы просто плохо питаетесь , и поэтому вам так плохо?!

Ребенок?! Родная, это еще не ребенок, это всего лишь плод. Родишь другого, ничего страшного.  А пока полежи в палате в женской консультации. Одна! Минимум неделю, скорее — две. И никаких посетителей. Муж?! Нет, женщина, вы чего, правил не знаете! Мужчинам в ЖЕНСКОЙ консультации не место! Ты же не хочешь, чтобы он все это видел, а потом бросил тебя?!

Страдай! Страдай одна!  Мучайся! Лезь на стену! Искупай, в общем, всячески свой грех. Ведь только крысам Господь посылает больных детей.

«Так думают в России медсестры. Так думают врачи. Так думают чиновники. Так думают тетки в социальных сетях».

В спектакле две главные героини — две Анны, где одна я — рациональное, а другая я —  эмоциональное, но они обе ведут себя в данной ситуации одинаково (не)АДЕКВАТНО: они не в себе, обе неистовствуют, страдают, извиваются словно змеи, кричат, борются за себя, за ребенка, за всё человеческое, которое должно хоть где-то и в чем-то быть.

Каганович намеренно с каждой минутой все повышает и повышает градус истории, добавляя  в нее элементы  трагифарса:  весь медицинский персонал женского пола играют мужчины (мужчинам всяко сложнее понять, что переживает женщина в подобной ситуации, и они более холодные эмоционально), лечащие врачи похожи на комедиантов, охранник подобен горилле, уборщица — трансвестит с  унитазом в руках, много ненормативной лексики и, наконец, рождение мертвого младенца для Кагановича — это как готовый тост в тостере, который будет подан пациентке  for breakfast.

Это спектакль  не просто о личной трагедии Старобинец.

Роман Каганович срежиссировал трагедию страны, в которой утрачены самые главные ценности: любовь, сопереживание, сопричастность.

«Посмотри на него» не просто заставляет задуматься, он побуждает к действиям. Такие постановки  нельзя просто посмотреть и забыть через какое-то время, это на душевном уровне невозможно. Спектакль не для этого родился на свет, чтобы умереть за кулисами спустя какое-то время.  Он должен жить, чтобы кричать об этом боли на всех углах и во всех инстанциях.

Все приемы режиссера направлены на фонтан эмоций со стороны зрителя: от злости на систему до сострадания женщине, человеку, неродившемуся человеку. И если уж такое не откликается и не заставляет пробудиться («Россия вспрянет ото сна»???) , тогда большой вопрос в принципе — а люди ли мы?!