XIV Международный театральный фестиваль «Александринский» открылся спектаклем «Война и мир» в постановке Национального театра в Белграде (Сербия). Одно из самых монументальных произведений не только русской, но и мировой литературы прозвучало со сцены императорского театра на сербском языке.

 Режиссер постановки Борис Лиешевич — большой поклонник  русской литературы и культуры. Он уже ставил спектакли по Чехову и Достоевскому, а теперь вот пришла очередь Толстого.  Спектакль «Война и мир» — его «самый увлекательный театральный проект» на данный момент. К этой работе он шел три года, а репетировал всего три недели.

«Из такого романа трудно вынести что-то одно. Здесь много всего. Размышления героев о Боге, вечности, славе, смысле жизни,  любви как перспективе, любви как образе жизни…», — говорит режиссер.

По словам Лиешевича, человек у Толстого ведет постоянную борьбу с самим собой, с окружающей средой, с жизнью, с Богом в поисках сути: «Для чего наша жизнь? Для чего мы в этом мире? Что есть у людей и человечества?», — спрашивает Пьер Безухов.

«Война и мир -это  принципы, согласно которым функционирует жизнь. Война и мир, как неразделимое целое, — это то, чего мы не можем понять. Как карта, по которой мы следуем, колесо, в котором мы крутимся словно цирковые мыши. Война и мир вместе составляют всю нашу жизнь».

Роман Толстого не имеет в общепринятом понимании ни начала, ни конца. И это  в полной мере отражено в концепции спектакля Лиешевича.

Первая сцена переносит зрителя в салон Анны Павловны Шерер, где собирается  дворянство и интеллигенция. Там обсуждают Наполеона, императора Александра, Австрию, Пруссию, будущую войну, но в то же время заключаются сделки через императорскую семью, браки по расчету и заботятся о том, кто будет лучше всех одет в салоне. Без каких-либо вступлений, пояснений и специальных указаний на то, кто из действующих лиц будет главным действующим лицом, кто второстепенным персонажем, а кто больше никогда не появится в романе. Точно также и финал  (самый конец «Войны и мира» на самом деле представляет собой более длинный очерк толстовского понимания истории) вместо завершения действия вводит новую тему, новое событие: начало восстания декабристов в России в 1825 году. То есть, «Война и мир» -это было что-то наподобие введения к тем событиям, которыми Толстой действительно интересовался. Толстой понимал, что корни восстания лежат в наполеоновских войнах, которые велись с 1803 по 1815 год

«Как режиссировать «Войну и мир»?»,  — задается Лиешевич вопросом. И сам же себе на него  и отвечает: «Подобно тому, как Кутузов руководит Бородинской битвой, понимая, что процесс управляется совпадениями и неизбежностью «.

Спектакль Лиешевича прямолинеен, провинциален и прост. Костюмы, сценическое решение, режиссура, игра актеров, все это сгодилось бы для чего-то менее великого, но не  достойно Толстого и Петербурга. Не осталось в инсценировке (ее автор — Федор Шили)  ни глубинных смыслов,  ни сложных тем, ни великолепных описаний, коими изобилует роман. Основная сцена Александринского театра оказалась необычайно велика для небольшого сербского «размаха».

И главный, пожалуй, вопрос: «А под силу ли вообще иностранцу пересказывать русской публике столь великое русское произведение?»