В Петербурге стартовал XXXI Международный Театральный фестиваль «Балтийский дом» , честь открывать который выпала молодому режиссеру, художественному руководителю театра Романа Виктюка Денису Азарову.
На фестиваль он привез спектакль «Сад» по пьесе Алексея Шипенко — историю фаворитки португальского инфанта Педру I — испанской грандессы Инес де Кастро, ставшую его женой и королевой Португалии после своей смерти.
От законной супруги Констансы у Педро был только сын Фернанду (будущий король Португалии Фернанду I), Инес же подарила возлюбленному «мужу» троих: Бешенную, Поэта и Монаха. После смерти жены Педру хотел узаконить отношения с Инес, чему резко воспротивился его отец — король Афонсу IV, опасавшийся конкуренции за трон между наследниками. От отдал приказ расстрелять госпожу де Кастро, так как она, по его мнению, «представляла угрозу государственным интересам».
Убийство любимой повлекло за собой гражданскую войну между отцом и сыном. А когда Афонс IV умер, и Педру взошел «на самый главный стул Португалии», он устроил посмертную коронацию Инес, заставив присягнуть ей (а точнее ее костям) весь королевский двор; пока он держал череп любимой как державу, все подданные подходили к ее мертвому телу, дабы поцеловать истлевшую руку своей королевы. Также Педру I распорядился изготовить два одинаковых саркофага (для Инес и для себя, когда он умрет), чтобы они могли «заглянуть друг другу в глаза», когда воскреснут.
История вкусная для художника, драматическая, но трудно перевариваемая с театральных помостов. На роль португальской королевы Денис Азаров пригласил бывшую королеву петербургского ТЮЗа Юлию Ауг. На мой (сугубо личный) взгляд, Азаров с выбором не угадал. Хотя Ауг действительно масштабна в актерском ремесле, и королевская атрибутика ей, правда, к лицу, но в суть Инес она совершенно не попала (а можно ли вообще это сделать?): актриса высокопарно и однообразно играла многостраничные записи из личного дневника испанской грандессы и зачастую откровенно переигрывала, что отметили окромя меня зрители, скопившиеся в холле гардероба. А с учетом того, что на Ауг держится весь спектакль, и она по сути его ствол (из 2-х часов постановки час с небольшим отдан под исповедь королевы до смерти и после нее), то её партия подразумевает абсолютную безупречность, в том числе и в проживании роли. В общем, мой внутренний Станиславский сказал: «Не верю».
Также Азаров ввел в начало и конце спектакля младшего сына Педру и Инес — Монаха в лице полупрозрачного Евгения Капустина, рассказывающего историю смерти своей матери глазами ребенка.
И если драматически вышло так себе, то вот сценически (сценография Николая Симонова) спектакль однозначно удался. Визуалка у «Сада» отличная (кафельные стены выгородки, напоминающие морг, множественные разобранные и целостные пупсы в жабо, потому что Инес рожала без отдыху, «беременность была ее перманентным состоянием», кровавое платье с длинным шлейфом, огромный и величественный череп), а костюмы Ауг просто на зависть многим королевским особам (Анна Хрусталева).
Но главным все-таки в постановке является текст, поэтому если «моноспектакль» — ваш жанр, и вы — поклонник творчества Ауг, то стоит сходить в «Сад».