Спектакль off — программы «Лицей», открывающий новую фестивальную смену, стал совместным проектом театра имени Пушкина и школы-студии МХАТ.
Мастерская Евгения Писарева под руководством педагога и артиста Андрея Кузичева создала буквально из подручных материалов смешанную по жанрам постановку о девятом наборе Царскосельского лицея по мотивам пьесы «Лицей. Девятый выпуск» Елены Исаевой.
Выпускники лицея, шестеро молодых и оголтелых юношей, со всей страстью увлекаются поэзией: читают стихи светил, сами стихослагают и иногда посвящают некоторые памфлеты прекрасным дамам, но… Внезапная смерть Пушкина и невозможность проститься с великим поэтом ( дабы почтить его память) переворачивает всю их студенческую жизнь с ног на голову. Да еще и Лермонтова арестовали и отправили в ссылку на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта», посвященное Пушкину. Что делать? Закрыть глаза на произошедшее или устроить бунт на корабле?
Ребята в отместку решают создать лицейское братство и издавать внутренний альманах — журнал «Денница», доступный только лицеистам, где планируют из номера в номер перепечатывать «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы». И вместе с этим им надо продолжать усердно учиться (ведь выпускной уже на носу), чтобы в дальнейшем получить хорошие должности, а также покорно следовать внутренним распорядкам учебного заведения, иначе снижение балла за поведение и карцер.
Радостно, что в этом спектакле никто никого не подавил: ни отцы детей — классическая школа удачно ложится на современный лад, ни дети родителей — читающие рэп и танцующие брейк-данс юноши сладострастно и, как требует советская школа, с выражением читают стихи Дельвига, Кюхельбекера, Рылеева и, конечно же, самого Пушкина.
Итог: спектакль до невозможности органичный — по-юношески задорный и при этом о важном и взрослом.
Второй спектакль «Вдох-выдох» от Астраханского драматического театра, который приехал на фестиваль по приглашению директора ТЮЗа им. Брянцева Лаврецовой С.В.
Режиссер-поставщик — заслуженный артист России Александр Огарев взял в сценическую работу пьесу современного шведского писателя Юнаса Хассена Хемири «Нас сотня».
Играют на сцене три девушки: революционерка, конформистка и искательница истины, а по сути это один и тот же человек. В психологии разные голоса/виды внутри одного индивида называются «субличностями». Так вот… стоя в очередной раз на скате крыши многоэтажного дома и думая о том, что пора покончить уже с этой дрянной жизнью, они (точнее — она) в последний раз принимают решение попробовать еще раз — прожить все эти годы заново, не допуская ошибок прошлого: не оставаться в токсичных отношениях, не допускать нарушения личных границ, путешествовать, помогать детям из Сирии, выступить с докладом на конференции стоматологов и много чего еще.
Но можно ли прожить жизнь без единой запинки — так, как ты того желаешь? Огарев предлагает зрителю поисследовать эту (знакомую каждому) фантазию.