Нестареющая классика — шекспировский «Макбет» о неутолимой жажде власти с завидной регулярностью появляется в репертуарах мировых театров.
Популярность пьесы критики объясняют непреходящей актуальностью затронутых тем: народ требует (хотя бы проиграть это в театре) справедливого возмездия для тиранов и автократов, сеющих повсюду хаос, а в «Макбете» правосудие осуществляется в полной мере — убийцу убивают.
Казалось бы, что можно сказать здесь нового?! Как перестроить историю, которая прошла через сотни переводов, актуализаций и адаптаций, чтобы искушенная публика не хлопнула через 15 минут дверью? Режиссер, автор текстов, сценограф, художник по свету Алессандро Серра знает ответ на этот вопрос и достает из-под полы свой Джокер.
Его «Макбет» — международный хит (обладатель премии Ubu Prize 2017 года), представляющий собой переиздание шекспировского «Макбета», основу которого составляют яркие образы и интригующие звуки Сардинии. В «Макбете» нет ни (про)света, ни женщин. Да-да, ни одной женщины, представьте себе. Только мужчины согласно требованиям традиций елизаветинской эпохи. Даже леди Макбет — высокий половозрелый мужчина с густой бородой и длинными роскошными волосами, отсылающий зрителей к Евровидению-2014 и его главному хедлайнеру и победителю — Кончите Вурст.
Идея создания родилась во время фоторепортажа карнавалов Сардинии в регионе Барбаджа, где Серра столкнулся с «ходячим лесом» (отсылка к Бирнамскому лесу). Мрачные звуки, издаваемые коровьими колокольчиками, и старинными инструментами, рога, пробки, шкуры животных, жесты и голоса, невероятная формальная точность танцев и песен, темные маски, а затем кровь и красное вино. Сходство шекспировского шедевра с типами и масками Сардинии было удивительным и поразительным.
Подобно классику, Серра предлагает ясное, но страстное размышление о человеческих амбициях. Итальянец не ниспровергает оригинал, а, скорее, делает его еще сильнее и актуальнее, следуя местным архетипам.
«Макбет» Серры — это мощное представление, сочетающее тела, свет и ритмы и превращающее Шекспира в ритуалы.
Спектакль показан в рамках международного театрального фестиваля «Балтийский дом»