Один из лучших и, пожалуй, самый популярный в Северной столице региональный театр (не считая псковского театра имени Пушкина) — новосибирский «Старый дом» привез на фестиваль LOFT V сатирическую антиутопию «Котлован» (режиссер Антон Федоров) по повести Андрея Платонова.
По сюжету рабочего Вощева увольняют с завода за слабосильность и задумчивость. Вощев – правдоискатель, отчаянно пытающийся найти смысл «природной жизни» и выпадающий из среды народных масс. Он постоянно задаётся «вечными» вопросами об истине и счастье.
Вощев присоединяется к артели, роющей котлован, на месте которого вскоре должен появиться дом для местного пролетариата, а в перспективе и трудящихся со всего мира. Но в проект здания постоянно вносятся всякие правки и изменения, и рытье котлована существенно затягивается. С каждым разом котлован должен становиться только шире и глубже, а рабочие, строящие «светлое будущее», обречены на страдания и с каждым днем становятся на шаг ближе к смерти за коллективное счастье. Под них даже уже заготовлены гробы.
Избыточный, намеренно «неправильный» язык Платонова задает контуры мира «Котлована». Создается ощущение, что автор очнулся после катастрофы и заново собирает рассыпавшуюся речь, и это чувство очень точно передают артисты на сцене. Они как будто с трудом подбирают слова, чтобы донести до зрителя и до самих себя то, что они хотят сказать. При всем при этом «убогие» слова кажутся невероятно важным и даже значительными; создаётся ложное ощущение, что речь идёт о событиях, направленных к неведомой нам, но всё оправдывающей цели.
Все действо на сцене пронизано чувством абсурда и обречённости — то ли строительства, которым заняты рабочие и крестьяне, то ли советского проекта, то ли жизни вообще.
Глядя на всю эту «сатиру», смеешься, зависаешь, размышляешь, злишься, ждешь.
На самом деле, зритель вместе с актерами томится в бесконечном ожидании: когда же, когда закончится этот стук лопат и деревянных балок, когда же инженер перестанет «переписывать сценарий», и наступит долгожданный конец этому бесконечному (не)человеческому труду. Но котлован не хочет кончаться, наоборот он активно затягивает всех вниз… в пески, в безысходность. И два тягучих часа спектакля (без антракта) тянутся несмотря на блестящую актерскую игру и режиссерское ироничное исполнение.
Эта сценическая работа и ювелирное исполнение чернухи надолго застревает в сознании, продолжая там вариться словно суп на медленном огне. И это тот самый эффект, которого ждешь от театра — не марионеточного и устаревшего, а острого и социального.