9 сентября в петербургском театре Театр Karlsson Haus | Сцена на Фурштатской состоялась громкая премьера спектакля Евгения Корняга «Сердцедёр» по роману Бориса Виана. Это уже вторая работа белорусского режиссера в Петербурге (первая, не менее эпичная, — «Сад наслаждений»). Зритель увидит весьма нетревиальное прочтение и без того абсурдной прозы. Корняг не боится экспериментировать, брать в работу «неправильных героев» и говорить с публикой на самые острые социальные темы, и его новый спектакль не стал исключением.

На сцене соседствуют поэзия, фантазия, абсурд, а куклы разговаривают с людьми.

«Сердцедер» — это роман- путешествие, повествующее о странствиях психиатра Жакмора, «ненасытного потребителя рассудка», прибывшего в весьма странную деревню для заполнения собственной внутренней пустоты, и Клементины, матери тройни, испытывающей к своим детям собственническую, навязчивую любовь. Клементина от начала и до конца (спектакля и жизни детей) будет выдумывать абсурдные катастрофы, исходящие от внешнего мира, которые угрожают жизни ее мальчикам: Жоэлю, Ноэль и «изолированному» Ситроену. Рождением близнецов спектакль начинается, завершением их судьбы он и заканчивается. Тема ребенка и слияние с матерью является одной из ключевых в романе наравне с критикой психоанализа (который на деле не более чем домогательство мужчиной женщины), а еще есть смерть, пустота и подавленный стыд.

По сюжету после тяжелых родов Жакмор по просьбе Клементины отправляется в деревню, чтобы заказать кровати для новорожденных. По дороге он становится свидетелем «ярмарки стариков» — аукциона, где торгуют престарелыми людьми и обращаются с ними как с предметами (актеры вовлекают в торговлю и зрителей, вдруг кто-то из зала захочет купить старикашку без ног за 40 франков). Знатоку человеческих душ не по душе от увиденного, и он пытается изо всех сил образумить торговцев, обращаясь к их совести, но в ответ получает только побои. Оправившись от внезапного удара, он продолжает свой путь к столяру. Жакмор находит мастера, а вместе с ним и совсем тощего ребенка-подмастерья, работающего как автомат. Психиатр вновь пытается призвать к совести и получает очередной удар по лицу.

«Вам не стыдно?» — слова, которые в этой деревне звучат как призыв к перевороту и угроза жизни. Единственный человек (и в случае с этим спектаклем это даже не фигура речи), которому стыдно за увиденное и услышанное, — это сам Жакмор. Больше в этой деревне не стыдно никому, даже кюре, ибо от совести здесь всегда можно откупиться, отдав золото местному уродливому Иисусу — Сляве (в оригинале он La Gloire в переводе с фр. «слава, заслуга, гордость, хвала»), который будет вылавливать помои из реки ртом и, тем самым, отмаливать грехи жителей деревни и искупать их позор.

Но как говорится «с волками жить, по-волчьи выть», и вскоре Жакмор сам становится одним из тех, кто не чувствует укоров совести, тем более, что он вообще ничего не чувствует. Он дает пощечину прислужнику, совокупляется горничной Клементины под видом психоанализа (так же, как когда -то ее отец, когда девочке было 12 лет). В спектакле от горничной представлены только части тела: попа в белоснежных трусах, две ноги и две груди, что в принципе является достаточным для сексуального акта. Затем Жакмор пытается психоанализировать Сляву, и когда тот умирает, занимает его место.
Полотно спектакля пронизано множеством символических деталей, прототипы которых легко обнаружить в сегодняшнем мире — мире, где произошло полное упразднение моральных ценностей: здесь и жестокость к детям, к старикам, и тема стыда, и тема диктата родителя, и религия, и тема человеческих комплексов. Недаром, главный герой — психиатр.
Красной нитью через спектакль сквозит тема расчеловечивания: как только люди утрачивают стыд и совесть и теряют человеческий облик, они становятся уродливыми тряпичными куклами, место которым в сундуках театра или на аукционе.