«Ты только не бойся, не бойся быть счастливым… Не бойся, мой бедный Марат!»

У самой пронзительной пьесы Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» ошеломительная сценическая биография. Спустя год после ее публикации спектакли по пьесе Арбузова уже  шли в 45 театрах страны. А еще через какое-то время пьеса и вовсе уехала на гастроли: она шла на Бродвее и в 30 английских театрах. Лондонские критики даже присудили ей звание  «Пьеса года». И это более чем засулженно.

Пьеса абсолютно невероятная, актуальности, к сожалению, она не теряет и по сей день, наоборот, только все происходящее в ней сейчас ощущается еще острее.

На дворе 1942 год  — самый разгар страшнейшей  в мировой истории войны, но в «одной из немногих уцелевших квартир в полуразрушенном доме на Фонтанке »  происходят  не менее важные события в жизни  конкретных людей — Лики, Леонидика и Марата. Здесь, в полупустой комнате , где сожжены почти все вещи и только громоздкий, тяжелый буфет и большая, широкая тахта уцелели, принимаются эмоциональные решения, которые станут поворотным моментом в их личной истории.

Шестнадцатилетняя голодная Лика в прохудившейся одежде неожиданно для себя становится чуть ли не единственным смыслом жизни для двух случайных людей, волею судьбы связавших себя  кандалами дружбы под тяжелым ленинградским небом. Молодые люди готовы отдать последнее ради любви этой мечтающей о карьере врача девочке. Лика любит Марата, но не в силах отвергнуть ухаживания Леонидика, боясь его ранить своим выбором.

Классический любовный треугольник, так любимый всеми драматургами.  

Потом война закончится…Наступит 1946 — й, затем 1959 -й, а духовное родство, соединившее в дни блокады,  должно будет пройти  проверку временем. Кто же “лишний” в этом “треугольнике”, и есть ли вообще этот “лишний”?

В постановке Григория Лифанова все просто: обстановка в доме, жизнь в условиях смерти, герои и отрывки из старой киноленты о жизни в блокадном Ленинграде, которые мягко сцепляют рваные действия. Актеры молоды  и неопытны. Им, как и их героям, совсем немного лет и не хватает  (сценического) опыта. Как и Лика, которая не знает, как целовать понравившегося парня, Максим Веселов, Виктория Мулюкина, Виталий Омельченко  не понимают, как играть, чтобы зритель поверил в их историю, в искренность переживаемых ими чувств.

Вместо проживания эмоционального состояния своих героев, актеры выбирают угловато передвигаться по сцене, есть, спать, прятаться от бомб.

По ощущениям, актеры как будто не знают, «куда деть руки», и поэтому фокус уезжает с внутреннего на внешний, что убивает ценность пьесы.