Вчера аж 2 раза в Театре на Литейном сыграли спектакль «Это не я» (по пьесе Арсения Фарятьева) авангардного режиссёра Антона Фёдорова.
Почему-то в интернете эту постановку называют психологической клоунадой**.
Как по мне, так это история про болезнь (главный герой открыто признается в том, что у него есть проблемы с социальными связями) и про тотальное одиночество, когда ты никому (читай — такой) не нужен, и тебе никто не нужен. За многие годы социального сиротства бесцветный и безымянный мужчина (жена зовет его то Димоном, то Виталиком, то Борисом, то Володей и там еще с пол сотни мужских имен) умело адаптировался и привык жить сам по/в себе, преодолевая бесконечную череду простых бытовых положений, которые именно в этом контексте кажутся трудно переносимыми.
Талантливо сыгранный Сергем Шайдаковым, «интроверт» (так он сам себя называет) то бунтует против всего жизненного, то послушно замирает и плывет по течению. Он мучительно ищет себя, перебирая типажи всех позднесоветских интеллигентов из пьес и фильмов от Володина, Радзинского и Вампилова до «Иронии судьбы…» и «Полётов во сне и наяву».
Это не я, и это не я, и это тоже не я. А какой я? Где я?
Жена, кстати, выглядит не менее отстраненной и одинокой. Это не жена и не женщина, это тень от женщины.
Недаром рефреном в воздухе звучит песня ДДТ «Это все, что останется после меня». Слова Шевчука в равной степени подходят для всех героев пьесы, коих четыре (еще есть мать, считающая сына полным недоумком, и незрелая девушка с оберткой).
Также в спекакле активно участвуют холодильник с пластинками и пустыми пакетами из Вкусвилла, Магнита и Дикси, печатная машинка, подвешенная на крюк гитара, Пастернак в коробке, четыре стула, обтянутые красным бархатом, и радиола «Ригонда». Уж кто-кто, а они со своим положением вещей ̶о̶п̶р̶е̶д̶е̶л̶и̶л̶и̶с̶ь̶ смирились.
**Если человек психически не здоров — проще списать на то, что он -дурак, лишь бы не принимать участие в спасении души
Спектакль показан в рамках XX фестиваля «Пять вечеров» имени Александра Володина