Новый спектакль Никиты Кобелева «Воскресение» такой же динамичный и молодой, как и он сам (главному режиссеру Александринки, на секундочку, всего 36 лет), что вполне себе отвечает не только духу времени, но и основной концепции театра, который живет по формуле Мейерхольда: «Между новацией и традицией».
Начинается «Воскресение» без особых «прелюдий» (какие мы, например, видели у Заббарова в Ленсовета) и длинных и всегда таких подробных толстовских описаний. Чтобы зритель не заскучал от классики, его отправляют сразу с места в карьер: суд, присяжные, обвиняемые. Никаких разбирательств, доводы адвоката, естественно, во внимание не принимаются, в общем, как обычно, «все всё понимают». Подсудимых разом приговаривают к лишению свободы, ведь у представителей власти нет на них ни времени, ни желания, даже если проступок провинившихся незначителен с точки зрения здравого смысла. Герой Толстого впервые воочию сталкивается с произволом судебной системы, сам становясь активным винтиком машины зла. С этой стороной жизни князь Нехлюдов, одетый как пижон в костюм тройку, раньше не был знаком, ибо был по другую сторону. Он как маленький Будда, который все свое детство прожил во дворце и не видел реальную жизнь за его пределами, а тут перелез забор и столкнулся с голодом, нищетой и произволом богатых в отношении бедных. Митя обращается к залу, пытаясь найти среди сидящих единомышленников и призвать к ответственности, но кого… Себя?
В зале суда Нехлюдов встречает Катюшу, она уже не тетюшкина воспитанница, а бывалая проститутка, обвиняемая в умышленном преступлении. Митя погружается в воспоминания своей лихой юности, а дальше все как во сне: призрак матери (который на протяжении всего спектакля будет вести с Нехлюдовым «задушевные» беседы), наследство, невеста, разговоры с тем, да этим, и по итогу принятые решения, которые становятся для него смыслообразующими.
Кобелев мчит зрителя в метафорическом поезде на протяжении 3-х часов, которые, к слову сказать, пролетают стремительно, сменяясь событиями, сюжетами, актерскими амплуа (каждый второстепенный актер исполняет несколько ролей в спектакле). Да и только «Воскресением» Кобелев не ограничился, дополнив палитру романа фрагментами из «Крейцеровой сонаты», повести «Отец Сергий» и неоконченного рассказа «Записки сумасшедшего».
Поезд в спектакле метафора жизни: ты садишься и едешь на нем по своему или по чужому пути. Перед зрителем проносятся поезда- тюрьмы, поезда с салонами бизнес-класса, поезда — кельи…а самый первый был тот, что не догнала Катюша Маслова, упав навзничь на платформу.
Нехлюдов, когда едет на поезде в Сибирь за Катюшей, уезжает от прежнего себя, от друзей, от семьи, от комфортной жизни, потому что в той среде перевоплотиться в другого человека и встать на путь искупления грехов невозможно.
Никита Кобелев: «Это история про ответственность человека, ответственность за то, что мы делаем, за то, как мы поступаем…это тема греха и искупления».
В главных ролях Анна Блинова
(Катюша Маслова), которой вновь досталась роль Нана, и сегодняшняя кинозвезда Тихон
Жизневский, который взял на себе партию
раскаявшегося Нехлюдова. Первый раз его вижу в заглавной роли на театральной
сцене и надо сказать, что он очень в ней органичен (по манере игры напоминает
Ивана Янковского в «Слово пацана» и «Фишер»).
На второстепенных, но от того не менее важных ролях — старая гвардия
Александринского театра: Игорь Волков, Елена Немзер, Ольга Белинская, Валентин
Захаров и новая (очень талантливая): Мария Кузнецова, Александра Большакова,
Андрей Матюков, Иван Трус, Анна Селедец, Алиса Шидловская, Анна Величко, Иван
Жуков и Иван Супрун.