Новый спектакль Никиты Кобелева «Воскресение» такой же динамичный и молодой, как и он сам (главному режиссеру Александринки, на секундочку, всего 36 лет), что вполне себе отвечает не только духу времени, но и основной концепции театра, который живет по формуле  Мейерхольда: «Между новацией и традицией».

Начинается «Воскресение» без особых «прелюдий» (какие мы, например, видели у Заббарова в Ленсовета) и длинных и всегда таких подробных толстовских описаний. Чтобы зритель не заскучал от классики, его отправляют сразу с места в карьер: суд, присяжные, обвиняемые. Никаких  разбирательств, доводы адвоката, естественно, во внимание не принимаются, в общем, как обычно, «все всё понимают». Подсудимых разом приговаривают к лишению свободы, ведь у представителей власти нет на них ни времени, ни желания, даже если проступок провинившихся незначителен с точки зрения здравого смысла.  Герой Толстого впервые воочию сталкивается с произволом судебной системы, сам становясь активным винтиком машины зла. С этой стороной жизни князь Нехлюдов, одетый как пижон в костюм тройку,  раньше не был знаком, ибо был по другую сторону. Он как маленький Будда, который все свое детство прожил во дворце и не видел реальную жизнь за его пределами, а тут перелез забор и столкнулся с  голодом, нищетой и произволом богатых в отношении бедных. Митя обращается к залу, пытаясь найти среди сидящих единомышленников и призвать к ответственности, но кого… Себя?

В зале суда Нехлюдов встречает Катюшу, она уже не тетюшкина воспитанница, а бывалая проститутка, обвиняемая в умышленном преступлении. Митя погружается в воспоминания своей лихой юности, а дальше все как во сне: призрак матери (который на протяжении всего спектакля будет вести с Нехлюдовым «задушевные» беседы), наследство, невеста, разговоры с тем, да этим, и по итогу принятые решения, которые становятся для него смыслообразующими.  

Кобелев мчит зрителя в метафорическом поезде на протяжении 3-х часов, которые, к слову сказать, пролетают стремительно, сменяясь событиями, сюжетами, актерскими амплуа (каждый второстепенный актер исполняет несколько ролей в спектакле). Да и только «Воскресением» Кобелев не ограничился, дополнив палитру романа фрагментами из «Крейцеровой сонаты», повести «Отец Сергий» и  неоконченного рассказа «Записки сумасшедшего».

Поезд в спектакле  метафора жизни: ты садишься  и едешь на нем по своему или по чужому  пути.  Перед зрителем проносятся поезда- тюрьмы, поезда с  салонами бизнес-класса, поезда — кельи…а самый первый был тот, что не догнала Катюша Маслова, упав навзничь на платформу.

Нехлюдов, когда едет на поезде в Сибирь за Катюшей, уезжает от прежнего себя, от друзей, от семьи, от комфортной жизни, потому что в той среде перевоплотиться в другого человека и встать на путь искупления грехов невозможно.  

Никита Кобелев: «Это история про ответственность человека, ответственность за то, что мы делаем, за то, как мы поступаем…это тема греха и искупления».

В главных ролях Анна Блинова (Катюша Маслова), которой вновь досталась  роль Нана, и сегодняшняя кинозвезда Тихон Жизневский, который взял на себе  партию раскаявшегося Нехлюдова. Первый раз его вижу в заглавной роли на театральной сцене и надо сказать, что он очень в ней органичен (по манере игры напоминает Ивана Янковского в «Слово пацана» и «Фишер»).

На второстепенных, но от того не менее важных ролях — старая гвардия Александринского театра: Игорь Волков, Елена Немзер, Ольга Белинская, Валентин Захаров и новая (очень талантливая): Мария Кузнецова, Александра Большакова, Андрей Матюков, Иван Трус, Анна Селедец, Алиса Шидловская, Анна Величко, Иван Жуков и Иван Супрун.