Вчера фестиваль китайской оперы «История любви», который проходит в Петербурге с 16 по 18 ноября 2017 года на площадке театра — фестиваля «Балтийский дом», открылся музыкальным спектаклем режиссера и автора сценария Гу Цзетин — «Фантазии на тему истории любви». Гу Цзетин не только смоделировала эту фантасмагорию, но и сама же в ней сыграла.
Талантливая пианистка (в Китае ее именуют «посланник Шелкового пути на черно-белых клавишах»), которая 10 лет провела во Франции в стенах Парижской государственной консерватории, соединила, на мой взгляд, невозможное: оперу куньцюй и музыку Клода Дебюсси, сопровождая все это зрелищным видеорядом в исполнении современного визуального театра. Спектакль рассказывает о затерявшейся в «Пионовой беседке» любви красавицы Ду Линян. На протяжении всего перфоманса исполнительницы (которые по сути являются одним и тем же действующим персонажем, но в разном воплощении) оплакивают любимого и время, проведенное вместе.
«Пионовая беседка» известного в Китае драматурга и поэта XVI века («китайского Шекспира») Тан Сяньцзу является одним из важнейших произведений китайской классической литературы наряду с «Западным флигелем», «Дворцом долголетия» и «Веером с цветами персика» и никогда не ставилась целиком, так как текст ее оригинала включает 55 частей — картин. На русском языке существует перевод только нескольких фрагментов.
Если кто-нибудь когда-нибудь слышал пекинскую оперу в оригинале, то он поймет, почему я считаю мало возможным соединение европейского и азиатского (китайского) музыкального искусства. Китайская опера для несведущих похожа на мяуканье кошки, которой наступили на хвост и решили с него какое-то время не сходить.
Но, как утверждают организаторы из института Конфуция в Санкт-Петербурге, опера куньцуй гораздо мягче в исполнении нежели ее последователь — пекинская опера, прародителем которой куньцуй, собственно, и является. Возможно, что это и так, но мне все-таки больше по душе пришлась волшебная музыка Дебюсси в безупречном исполнении Гу Цзетин нежели сценическое искусство оперы куньцуй, хотя бамбуковая флейта, гонг, губной орган и китайская лютня, а также наряды и грим солисток поражают воображение даже видавшего виды русского человека. В китайской опере сохранилась какая-то хорошая первобытность и дань традициям, которые мы в своей стране почти что утратили.
И немного о программе фестиваля.
На протяжении всего времени организаторы и участники будут знакомить посетителей с искусством Китая посредством различного рода образовательных программ: мастер-классы сценического языка китайской оперы, которые раскроют тайны владения телом, гримом, актерских техник и ритмических особенностей (17 ноября), а также лекция специалиста по традиционному китайскому театру Светланы Серовой о том, как правильно слушать и смотреть китайскую оперу (18 ноября). Все зрители, посетившие в эти дни «Балтийский дом» также смогут познакомиться с китайской живописью: на втором этаже фойе всех пришедших ожидает масштабная инсталляция живописных полотен, созданных мастером живописи действия Пань Цзяньфэном на тончайшей рисовой бумаги, а встречает гостей восьмиметровый свиток с записью знаменитых любовных оперных арий. Полотно выполнено в экспрессивном каллиграфическом стиле «хаотичной скорописи» популярным абстракционистом Ван Дунлином. Также в залах Балтийского дома представлены уникальные исторические сценические костюмы из коллекции музея Театра оперы куньцуй города Сучжоу, которые использовались в именитой «Пионовой беседке».
В завершении фестиваля (18 ноября) покажут двухчасовую сценическую версию спектакля «Пионовая беседка» (в оригинале спектакль идет 9 часов 3 вечера с участием более 70 артистов и музыкантов) с наиболее яркими и кульминационными сценами. Те, кто раньше китайскую оперу не слушал, но чувствует необходимость приобщиться к культуре Востока, рекомендуется посетить мастер-классы и предшествующую спектаклю ознакомительную лекцию о китайском театре. К слову, скандальный украинский режиссер Андрий Жолдак был в неописуемом восторге от пекинской оперы, поэтому …стоит рискнуть.
Фото: Наталья Кореновская