У французского писателя и актёра Саша Гитри есть пьеса — фантазия в одном акте, где он, запершись от всего мира в уютном кабинете, ведет разговор со своими фантазией, совестью, памятью и волей.
«Ах! Как же хорошо запереться!…
И «запереться»… этим словом не исчерпывается весь смысл
Когда я поворачиваю ключ в замке
В итоге заперт не я,
Заперты другие, другие, которых я запираю!»
Нечто похожее получилось и у команды московского театра «Практика», которая решила поэкспериментировать с поэзией Бродского, представив его стихи поводом для беседы человека с самим собой.
Есть комната, стул, а на нем сжимающийся под гнетом жизни персонаж №1. И рядом его alter ego (персонаж №2), который несмотря на свои «невинные» параметры оказывается вполне себе весомым препятствием для персонажа №1, возжелавшего остаться «наедине с собой».
Хореографы Анна Дельцова и Александр Тронов сотворили из стихов Бродского настоящую танцевальную симфонию, в которой пытаются ужиться оба персонажа. И все время как будто бы для одного из них не хватает места. Персонаж №2 (Александр Алехин) как будто бы подавляет сознание персонажа №1 (Александр Тронов), сбивает его с толку и парализует движения, а персонаж №1 упорно борется с этим маленьким человечком в его пиджаке. Хотя минуты взаимности и согласия тоже бывают.
Персонаж №2 как будто бы тень персонажа №1. Описанный К.Г. Юнгом архетип «Тень» представляет из себя часть личности, состоящую из личностных установок, которые не принимаются человеком из-за несовместимости с сознательным представлением о себе. И Александр Тронов это круто обыгрывает через движения, мимику, позу: мол, я такой высокий, стройный, знатный, а ты…ты только посмотри на себя, на кого ты похож. Неужели ты — это я?! Нет, это абсолютно невозможно..
Самое интересное, что цель состоит как раз в обратном — осознание и интеграция тени как неотъемлемой части личности. И на протяжении всего перфоманса зритель ожидает воссоединения внутреннего с внешним.
Спектакль показан в рамках гастролей театра «Практика» в Санкт-Петербурге