В Петербурге в память о революции политической состоялась революция театральная. Театр Поколений стал площадкой необычного и очень непростого творческого эксперимента. С 6 по 15 ноября участники лаборатории «100 лет, которые потрясли мир» (актеры независимых театров Петербурга, драматурги и режиссеры, в том числе из Германии и США) ежедневно собирались в 11 часов утра, чтобы уже к восьми часам вечера представить новый спектакль, новую попытку осмысления роли и последствий Октябрьской революции в стране и мире. У каждого дня была своя тема — сформулированная и графически оформленная, — и свой режиссер-комиссар.

Такой стихийный формат, наверное, наиболее удачен для обсуждения и осмысления подобных объемных и сложных тем. С одной стороны, потому, что каждая стандартная дискуссия имеет рамки — временные, концептуальные, тематические. Каждое исследование — ограничения в формате и условиях. Каждый стандартный спектакль является в первую очередь художественным произведением на основе художественного произведения. Эти же действа, неотшлифованные, дорабатываемые в процессе, сочетающие разные взгляды и методы, содержащие большую долю импровизации, вовлекающие зрителей, дали возможность охватить массу сложных тем на материале самой что ни на есть живой жизни. И за счет этого исследовать феномен революции в его развертывании во времени.

С другой стороны, как выразился худрук Театра Поколений Данила Корогодский на девятый день, крайняя степень истощения способствует «некоему возлетанию духа». И трудно себе представить степень истощения творцов, находящихся в процессе творения 10 дней с перерывом на сон.

Карнавал-Революция, Дискотека «Революция», Театр Революции, Космос Революции, Стена Революции, Революция. Чёрный квадрат, Крест Революции, Жертва Революции, Тупик Революции, Белый край. Это не было потоком сознания! Это каждый раз было полноценное, законченное произведение, отличающееся от отрепетированного спектакля разве что деталями и самой энергетикой — искрящей, напряженной, хулиганской. И ощущением уникальности происходящего, причастности к тайне, соучастия в открытии чего-то важного. Было весело и странно, страшно, горько, до слез смешно и грустно. А теперь есть, о чем подумать.

К слову, несмотря на резонансность даты, чувствуется явный недостаток в ее обсуждениях в публичном поле. И этот проект сделал для осмысления революции гораздо больше, чем сотня круглых столов.

Смотрела и писала Алена Мороз.