Театральные фестивали, пожалуй, лучшее, что могли придумать культурные деятели для зрителя, потому как именно этот формат помогает публике увидеть максимально широкий спектр решений, форм тенденций и жанров.

В этом году  на XII Международный  фестиваль «Александринский» привезли оперу для скрипки и ученого «Галилео» работы Бориса Юхананова (Электротеатр Станиславский). Скажу честно, у меня не очень-то получилось вначале связать  Новую сцену Александрийского театра и оперу, но сама идея сделать из современного сценического пространства подмостки для оперного пения показалась мне как минимум любопытной.

На самом деле, ожидания не оправдались.   «Галилео» — это не опера (в привычном ее понимании), это оркестр, слова и СПЕЦэффектная картинка.

Музыканты медленно и долго ступают по залу в красных одеждах, неспешно рассаживаясь в мифической оркестровой яме. Венчает  это шествие красных кардиналов скрипичная невеста в маске (Елена Ревич), благодаря который спектакль «Галилео» увидел свет.

Григорий Амосов- знаменитый российский математик и физик, сотрудник Политехнического музея самым последним входит в зал, поднимаясь на подиум, откуда он будет  читать книгу жизни Галилео, вспоминая лучшие его годы и важные открытия.  Оркестр под управлением Филиппа Чижевского в это время  разбивает  вдребезги воздух, сотрясая его ноющими и тянущими нотками. Партитура оперы написана пятью разными композиторами  и содержит, соответственно, 5 глав, которые проходит этап за этапом главный герой.  Действие происходит на фоне изображения гелиоцентрической системы мира.

Все 75 минут  мое визуальное начало боролось с аудиальным. Откровенно говоря,  музыка прямо на любителя. Насколько мне нравилось то, что я  вижу, настолько же мне не нравилось то, что я слышу и ощущаю. Художественное решение спектакля очень эффектное и настроенческое , тогда как музыка лично меня постоянно сбивала. Также я не узрела острой необходимости брать математика на роль актера ( читал Амосов, откровенно говоря,  средне) если только , таким образом, режиссер не пытался отдать дань науке.

Экспериментировали  в этом  спектакле  во всем, даже в том, как его правильно  закончить.  Юхананов , по-своему, оборвал  своего героя, решив сжечь  его публично на костре подобно еретику, хотя мы знаем, что Галилео умер в собственной постели в возрасте 77 лет.