Скажу честно: есть режиссеры, которым я безоговорчно доверяю, чтобы они не вытворяли на сцене и какое бы произведение не брали в работу. Если уж пал на них выбор, то надо просто отдаться всему происходящему на сцене без оглядки.  Да, именно так: зритель должен вверить режиссеру самое ценное, что у него есть — себя «от и до», а дальше остается только уповать на чистоплотность художника.

Одним из таких творцов когда-то для меня стал и по сей день остается  главный режиссер Александринского театра — Николай Рощин. Он — бесспорный новатор  и смельчак в театральной среде. То, что делает Рощин на сцене, пока не делает никто из известных мне прославленных театральных корифеев. Его работы видны сразу, почерк считывается безошибочно. Надо сказать, что Рощин мало работает (по крайней мере, в Александринском театре) с традиционной классикой. Ему в ней явно тесно: «Старая женщина высиживает» по пьесе Т. Ружевича, «Ворон» итальянского сказочника Гоцци,  фантастическая повесть Кирилла Фокина»Сегодня. 2016″,  «Баня» Маяковского.  Согласитесь, не совсем традиционный репертуар.

О спектакле…Я не могу назвать сатирическую пьесу Маяковского  лучшим из того, что мне приходилось читать. И именно поэтому я не могу не дать карт —  бланш Николаю Рощину, даже при том, что, на мой взгляд, постановка «Бани» является откровенной ошибкой. Само по себе произведение трудное  для восприятия зрителем, не говоря уж о том, что откровенно позевываешь при прочтении. Но если абстрагироваться от текстов и от смыслов, с которыми все уже давно смирились (бюрократия, вседозволенность и глупость верхов), то Рощин вновь ставит самому себе и зрителю высокую планку и успешно берет ее. Чего стоят одни только декорации: сцена по бокам уставлена «будками» для телеграфистов, музыкальный уголок (пианино+труба), напоминающий кабаре где-то на Монмартре, и огромная кукла Маяковского, стреляющая со словами «сука» сначала в Лилю Брик, а затем  — в Веронику Полонскую (кстати, пуля вернется к Маяковскому и принесет с собой смерть), кресло Победоносикова, которое ездит по рельсам словно трамвай (очень классная находка, потому что именно в этот самый момент Победоносиков диктует машинистке речь по случаю открытия новой трамвайной линии), и трансформации сцены, которая благодаря высоким технологиям позволяет натурально  возвышать или  принижать говорящих. Ну и нельзя не отметить прием «пьеса в пьесе», когда режиссер (Дмитрий Лысенков) в самом начале пути предлагает зрителю набраться терпения и подождать приемную комиссию, которая будет оценивать выпускной спектакль…Окна Новой сцены открываются и прямо с улицы в театр заходят люди в черном. Надо сказать, что январский мороз и свет луны за окном добавляют постановке нужный шарм. Новопришедшие усаживаются в первый ряд партера, откуда позже будут выходить по одному для участия в разворачивающейся на их глазах постановке с участием машины времени.

Вот так режиссер Рощин вернул публике на 2,5 часа канувший в лету  СССР 30-х годов.

Хочется отметить потрясающую игру Виталия Коваленко (Победоносиков), Сергея Мардаря (Иван Иванович), Игоря Мосюка (Товарищ Оптимистенко), Тихона Жизневского (Товарищ Чудаков), Ивана Ефремова (Товарищ Велосипедкин) и Дмитрия Лысенкова (режиссер).