В прошедшую субботу, 28 октября, Русский музей сделал редкий и ценный подарок своим посетителям. В зале №14 (там, где «Последний день Помпеи» и «Девятый вал») концерт дал барочный ансамбль Capilla del Sol, звезды фестивалей Латинской Америки и США. Программу составила духовная и светская музыка, в том числе так называемые вильянсико — испанские предтечи Christmas carol, — созданные в XVII веке в Латинской Америке.

Для меня аргентинское барокко — это то, существование чего я подразумевала, но о чем никогда не задумывалась. Да и непросто, привязав в уме слово «барокко» к роскоши дворцов петровской эпохи и сочинениям Баха, Вивальди и Монтеверди, примерять его к культуре Аргентины, Боливии и Парагвая. А между тем, в иезуитских миссиях колониальных стран привезенные из Старого Света ростки жанра расцветали по-своему. Концерты Capilla del Sol называют историко-стилевыми детективами — так много в этой музыке разнообразных влияний и собственных уникальных черт.

Сидя в зрительном зале, жалеешь только об одном — что ты не специалист по музыке барокко, и не можешь разобраться в разнообразии нитей, ткущих драгоценный мелодический узор. Но тем, кто лишен удовольствия профессионала, остается удовольствие любителя — слушать и наслаждаться.

Барочные каноны и мотеты всегда казались мне ближе всего к пению ангелов. И, как оказалось, латиноамериканские ангелы отличаются от своих европейских коллег — строгих и печальных. В их нарядных песнях столько живого тепла и света! Впрочем, может быть, дело здесь не столько в музыке, сколько в подаче: музыканты были так веселы и улыбчивы, лучились такой чудесной энергией любви к своему делу… Не зря название коллектива переводится как «Часовня солнца».

Этот визит стал для ансамбля первым в Россию, и хочется верить, что не последним. Спасибо Русскому музею за это почти что путешествие в незнакомую и такую прекрасную культуру!