Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии -ценнейший бриллиант в сокровищнице петербургской культуры. Его слава гремит по всему миру, гастролям сопутствует неизменный успех, а в родном городе на концертах коллектива — всегда полный аншлаг. Этот оркестр является хранителем великой музыкальной традиции Санкт-Петербурга, идущей от 1882-го года, когда по велению императора Александра III в Санкт-Петербурге был создан Придворный музыкантский хор, вскоре преобразованный в Придворный оркестр.

Сегодня легендарный коллектив, с которым работали величайшие композиторы, дирижеры и солисты, подтверждает свою славу выдающегося оркестра, который известен во всем мире глубиной проникновения в музыкальный материал, интеллегентностью исполнения и блестящим мастерством. 2018й — год 135-летнего юбилея коллектива. И 13 марта в Большом зале филармонии состоялся еще один концерт из серии, которая называется «Первый симфонический оркестр России» и посвящена этому знаменательному событию.

За дирижерским пультом в этот вечер стоял народный артист России, заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской филармонии Николай Алексеев. В первом отделении для слушателей прозвучала Вторая симфония Иоганнеса Брамса, написанная в 1877 году. Как и Первая, Вторая симфония воплощает типичные черты стиля композитора. В ней также обнаруживаются преемственные связи с Бетховеном, и не случайно прославленный Ганс фон Бюлов называл Первую и Вторую Брамса «Десятой» и «Одиннадцатой» Бетховена. Но если Первая естественно ассоциируется с бетховенской Пятой, то Вторая — с Шестой, Пасторальной. Не менее отчетливы связи с романтиками и прежде всего — Шубертом. Тот же Бюлов именовал Вторую Брамса «последней симфонией Шуберта». Действительно, с большой до-мажорной симфонией первого романтика ее роднит общий солнечный колорит, эпический размах, неторопливость развертывания, использование песенно-танцевальных тем, венского вальса и даже сходных мелодических оборотов и оркестровых приемов.
Во втором отделении царил Петр Ильич Чайковский со своей Сюитой номер 3 соль мажор(1884). Первоначально она задумывалась как симфония, но затем композитор решил более скромно назвать свое произведение сюитой («Хотел было симфонию сделать, но не вышло», — писал Чайковский Танееву 30 июня 1884 года.). Причиной этого было, как можно полагать, несоответствие образного строя музыки сложившемуся у Чайковского представлению о том, какое жизненное содержание, какие мысли и чувства должна нести в себе симфония. Структура Третьей сюиты близка к четырехчастному сонатно-симфоническому циклу, но в ней нет единого целеустремленного «сквозного действия». Четыре ее части носят названия — элегия, меланхолический вальс, скерцо и тема с вариациями.

Встречу с любимым оркестром публика как всегда восприняла восторженно. Несомненно, заслуженный коллектив подобен огромному единому мощному великолепно отлаженному организму. Иногда кажется, что даже сердца у музыкантов бьются в унисон. Когда они на сцене, обязательно возникает ощущение чуда. Это чудо встречи с музыкой, которая рождается «на глазах» у слушателей благодаря искусству замечательных мастеров.

Слушала и писала Ольга Нестерова