Знал ли русский писатель 19 века Иван Тургенев, когда создавал свой любовный роман «Дым», что в веке 21-ом его произведение безжалостно поделят пополам (да еще где?!) в дирекции Императорского театра на «Лаборатории 18».
Два молодых режиссера Михаил Милькис и Алексей Демидчик поставили одно и то же произведение Тургенева (согласно задумке дирекции «Лаборатория 18» была посвящена 200-летию И.С. Тургенева, и все участники конкурса работали с романом классика «Дым»). Но показать им разрешили только часть: Милькису — первую (в марте), Демидчику — вторую (в апреле). Родилась своеобразная дилогия, результаты которой пока не очевидны.
По сюжету молодой помещик Григорий Литвинов, проводя досуг в ожидании невесты и её тёти в Баден-Бадене, встречает любовь юности своей Ирину. Это внезапное рандеву надолго нарушает покой молодого бойца. Ирина, видя смятение Литвинова, с каждой новой встречей подливает масла в огонь, то высовывая из-под громоздкого платья тонкую ножку, то предлагая сделать для неё нечто особенное.
Милькис интересно построил свою часть романа, заключая четырех персонажей в квадрат: Ирину, Григория и двух «представителей русской интеллигенции». В середине таз со льдом, который режиссер неустанно использует для охлаждения пыла участников игры.
Надо сказать, что крайне удачны подобраны актеры на главные роли, (Иван Батареев и Алена Вожакина, которые идеально подходят друг другу. Их персонажи в меру гротескны и почти искренне друг в друга влюблены), хотя тут даже сложно сказать, что главные роли в этом спектакле есть. Всем четверым нашлось с чем и во что играть.
Сделано всё довольно просто, но есть много интересных ходовок, основанных на сочетании льда и пламени.
И наконец, чтобы отзыв мог быть окончательным и полным в прямом смысле этого слова, следует увидеть вторую часть «Дыма», но уже сейчас нужно и хочется отдать должное дирекции Александринского театра, которая всегда ищет не только новые имена, но и новые формы подачи.