Псковский театр драмы им. А. С. Пушкина открыл XXXIII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» спектаклем «Лягушки» по книге нобелевского лауреата, современного китайского прозаика Мо Яна.

Этот роман впервые был поставлен на театральной сцене, что вполне характерно для режиссуры Никиты Кобелева, который любит открывать для зрителя новые тексты.

О чем спектакль?

Помните, в Китае был мораторий на рождаемость?! Нельзя в семье было иметь больше одного ребенка!

Государство тогда опасалось, что из-за перенаселения экономика страны рухнет, а жителям не хватит продовольствия, и в 1979 году в стране был установлен знаменитый репродуктивный режим «Одна семья — один ребенок». За рождение второго ребенка семья получала штраф, а женщинам после рождения первого ребенка принудительно вставляли внутриматочную спираль, убрать которую можно было только с помощью операции. Если женщина все-таки рожала второго ребенка, то после вторых родов ее стерилизовали.

Семьи тогда предпочитали мальчиков, чтобы те могли помогать стареющим родителям. Ну и как никак они — продолжатели рода (в отличие от девочек, которым были не слишком рады).

Психологи называют это поколение родителей одним из самых травмированных: во-первых, повысилось количество суицидов среди женщин, а, во-вторых, это поколение детей стало самым разбалованным и одиноким (много мужчин и мало женщин).

В середине 80-х сельским жителям позволили завести второго ребенка, если первой у них родилась дочь, а в 2009 году второго ребенка разрешили заводить тем родителям, которые сами были единственными детьми в своих семьях.

Сейчас Китай с мая месяца ввел новую политику: «одна семья — три ребенка», ибо у них из-за вмешательств государства  в личную жизнь своих граждан образовался демографический кризис.

Спектакль Кобелев поделил на три главы (4 часа и 2 антракта).


В первой части рассказывается история  акушерки Вань Синь (изумительная Линда Ахметзянова), личная жизнь которой не сложилась, потому что ее возлюбленный летчик оказалась дезертиром. После этого случая она поклялась служить партии верой и правдой. И судя по происходящим далее событиям слово она свое сдержала. Рассказ ведется от лица ее племянника Сяо Пао (Сергей Скобелев ), которого мы сначала видим совсем маленьким, а потом он уже служит в воинской части на благо Родины и планирует жениться. В жены он берет красавицу Ван Жэньмэй (Наталья Петрова), хотя тетушка сватала ему свою помощницу — медицинскую сестру Львенка (Александра Кашина). Но выбор уже сделан, и Сяо Пао женится. Появляется первенец на свет, и это, к несчастью родителей, девочка. Ван Жэньмэй настаивает на втором ребенке, надеясь на родственные связи и помощь тетушки. Но тетушка непреклонна, она больше любит партию, чем своих кровных родственников. Тогда Ван Жэньмэй решается на отчаянный шаг — она приходит, к однокласснику Сяо Пао Юань Сай (Денис Кугай) и просит его вынуть спираль. После она беременеет вторым, но ее обман очень скоро обнаруживается, и тетушка — акушерка заставляет ее делать аборт на очень позднем сроке. В результате операции супруга Сяо Пао погибает.

Во второй части Сяо Пао снова женится. В этот раз на Львенке. Они живут вместе 20 лет, и детей у них несмотря на все предпринимаемые усилия со стороны медицинской сестры не получается. Вань Синь продолжает верой и правдой служить партии и уничтожать лишних для страны эмбрионов, а медсестра решается на отчаянный шаг — на суррогатное материнство. В мамы выбирается женщина, пострадавшая от пожара. Девушка состоит в базе данных фирмы  Юань Сай, который отвода глаз торгует лягушками, а подпольно занимается деторождением.

В третьей Сяо Пао уже выступает в качестве драматурга Кэдоу, рассказывающим в духе Сартра историю китайской демографической политики и ее печальных последствий. Все родственники Сяо Пао теперь участники пьесы.  

Печальные цифры трагикомедии (великую трагедию Псковский театр рассказывает с присущим им юмором и смехом)

За 50 лет своей работы акушерка Вань Синь приняла роды у 9883 женщин, из них 2800 детей она погубила. Аборты делались женщинам даже на 6-ом месяце беременности, потому что того требовала партия, а Вань Синь была почетной коммунисткой.

Умирали от рук акушерки не только младенцы, но и матери, столкнувшиеся во время операций с колоссальной потерей крови.

В конце все неродившиеся дети превращаются в лягушек и преследуют уже престарелую Вань Синь. Из-за них она не может спать; они ̶п̶л̶а̶к̶а̶ю̶т̶ квакают, заставляя ее вспоминать каждые насильственные роды.