Когда в жизни людей происходит страшная беда, с которой человеческая психика не в состоянии справиться, включается так называемая «психологическая защита». Сегодня   насчитывают  порядка двадцати пяти психологических защит (отрицание, вытеснение, рационализация, регрессия и тд); все они действуют как анальгетик, то есть,  не излечивают, а просто  на какое-то время блокируют боль, облегчая тем самым состояние пациента.

В спектакле «Декамерон» режиссёра Лили Элбакян, созданного по новеллам Джованни Боккаччо, восемь девушек: Пампинея, Дионея, Метта, Неифила, Бетта, Элисса, Моника, Лауретта (в оригинале семь девушек и трое юношей), столкнувшись с чумой, накрывшей Флоренцию «за грехи», убегают от заразы на заброшенную виллу за пределами города.

Как будто от смерти можно убежать?!

Во Флоренции остались умирать их мужья, родители и друзья, а они «решили сначала надеть маску на себя» и попытаться спастись от мора. 10 дней и 10 ночей они проводят в их новом доме (в переводе с греческого языка слово «декамерон» означает «десятиднев»). Чтобы скоротать время на «карантине» девушки рассказывают друг другу флорентийские истории (в спектакле звучат пять историй, в оригинале историй сто), а ночи проводят в тяжелых мыслях о прошлом и о будущем.

Каждая история — это настоящее представление. Реквизит спектакля создается из подручных средств, а роли мужчин и детей исполняют сами женщины. Задорный смех, красивые одежды, чудесные перевоплощения. Но… все эти развлечения не более чем отвлечение от тяжелых событий, происходящих в их жизни в настоящий момент. В один из дней одна из женщин обнаруживает сыпь на своих руках. Чума добралась и до виллы.

«Декамерон»  создан в жанре городской новеллы, призванный развлекать и поучать своих слушателей, что, собственно, и делали актрисы Национального академического театра им. Габриэла Сундукяна на протяжении двух часов, увлекая зрителя в мир фольклора, сказок, и даже проповедей.

Премьера спектакля состоялась в период пандемии Covid-19, что является некой  параллелью разных исторических времён — невидимой связкой  эпохи Возрождения (эпидемия чумы, описанная Боккаччо, случилась в 1348 году) и наших дней. Эпидемия коронавируса с последующей самоизоляцией началась тоже в Италии, хотя виновниками ковида по официальной версии были китайцы.

Спектакль участвует в программе XIV Международного театрального фестиваля «Александринский»