Как говорится: «Все познается в сравнении». Первая часть лабораторного «Дыма» мне показалась слегка сыроватой и простоватой (режиссер Михаил Милькис), но после  второй (режиссер Алексей Демидчик) — я пересмотрела свое отношение к первой.

От Тургенева в этой версии  остались только «рожки да ножки». Демидчик изменил роман  до неузнаваемости.

Я сначала никак не могла определить ни жанр (черная комедия али трагифарс), ни место действия (то ли это психиатрическая клиника, то ли  тюрьма). У меня создавалось ощущения, что я смотрела спектакль, собранный из всех эксцентричных эпизодов, которые когда -либо видали театральные подмостки.

Невеста Татьяна в блестящей короткой юбке и сетчатых колготах отправлена Литвиновым сразу в зал — наблюдать за спектаклем со стороны, Татьяна — сумасбродка, падающая ниц и при любой возможности кричащая: «Я не актриса, я -говно. Мои чувства смешают с макаронами и курицей», собрание интеллигенции в Баден-Бадене — это камера пыток.  Тут же уборщица, которая играет на фортепиано и отряд сотрудников Александринского театра, убирающего декорации. В общем, грусть — печаль, если честно. Тургенев на такое даже не рассчитывал.

В середине действия Татьяна выходит из зала с обращением к зрителям — мол, как вы можете смотреть весь этот бред?! Это ж бред в чистом виде.

Но зал неподвижен, и бред продолжается.

Под занавес мне почудилось, что «Дым» Часть 2 отчасти перекликается с «Вороном» Рощина. Но у Рощина абсурд вкусен, а у Демидчика он прямо приторен до дурноты. Ну и Тургенева ставить так же, как и Гоцци…- это абсурд.