«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» — монолог Екатерины из «Грозы» мог бы стать подходящим прологом для спектакля «Птаха» Гюмрийского Государственного драматического театра имени Вардана Аджемяна.   

«Птаха»
Гюмрийский Государственный драматический театр имени Вардана Аджемяна

Он поставлен  по одноименному роману-бестселлеру трагически погибшего писателя Уильяма Уортона. Это психологическая драма  о чистой и светлой дружбе Элла и Птахи (так зовут парня, уверенного в том, что он – канарейка), пронесенной через всю жизнь. Их детство – это безумные гонки на велосипедах, палящее солнце, побеги на побережье.

Но «мясорубка» вьетнамской войны меняет их. От их прежнего облика не остается и следа.  Элл уже не может быть таким беззаботным и веселым парнем после тяжелой травмы лица (врачи приписывают ему неконтролируемую агрессию), а Птица совсем замыкается в себе и медленно сходит с ума, воображая себя птицей. Он очень напуган, ни с кем не разговаривает и  никак не реагирует на внешние события. Питается он тоже по-птичьи – ест крошки, принесенные ему санитаром, прямо из рук.

Во имя их былой дружбы Элл пытается сделать все, чтобы вернуть  рассудок другу, вытащить его из птичьей клетки (а по сути из психиатрической больницы, в которой он оказался после бомбардировки), вернуть его в мир реальных людей. Но можно ли обрезать крылья тому, кто уверен, что умеет летать?

-А как мы отсюда выберемся?

-Просто пройдем через дверь

-А что мы будем делать дальше?

-Просто жить

«Птаха»- это пронзительная история о судьбах людей, которые пытаются найти себя после ужасов войны.

Второй спектакль «Кроткая. Монтаж»- локальный, тюзовский. 25 -летний актер, режиссер Артём Злобин — выпускник РГИСИ 2022 года (мастерская Льва Эренбурга), лауреат премии общества «Театрал» и премии «ТОП50» в номинации «Театр и шоу» по версии журнала Собака.ru, обратился к классике, а именно — к Достоевскому. Правда, сделал он это по-своему — молодецки-удалецки. Получилось очень вкусно, вычурно и высокохудожественно.  Про  абьюзивные отношения, треугольник Карпмана и классическое: «от любви до ненависти».

«Кроткая.Монтаж» ТЮЗ им. А.А. Брянцева

40-летний ростовщик (молчаливый тиран)  женится на  16-летней сиротке (его жертва). Надевают они не брачные кольца, а пластыри себе на пальцы. В общем-то, яркая метафора, описывающая всю их дальнейшую семейную жизнь. Они не обручены, они ранены. Каждый по-своему.

Он (Иван Стрюк) когда-то отказался от дуэли и  потерял свою честь и достоинство в глазах сослуживцев, она (Милана Владыкина) осталась в юном возрасте сиротой и как хрупкий росток все время нуждается в любви и заботе.

Он отыгрывается на ней за все свои страдания, мучения и обиды (ведь он ее купил как вещь и, значит, может делать с ней все, что захочется). Она терпеливо сносит эти молчаливые укоры и дабы отвлечься от нелюбви мужа хаотично вытирает полы наравне с  роботом-пылесосом.

За всем этим ультранасилием наблюдает служанка Лукерья (Анна Кочеткова-Лебедь): она гораздо более разговорчива, чем юная госпожа, но речь ее зачастую бессвязна. Лукерья мечется между двух огней: с одной стороны, она желает юной сиротке долгого семейного счастья, с другой — жалеет и защищает хозяйку от неправедного абьюза со стороны хозяина.

До каких пор так может и должно продолжаться? Ответ очевиден: пока смерть не разлучит их, и кто-то из супругов не свалится с брачного ложа в гроб. Эта роль уготована юной девушке, которая через самоубийство разрывает садомазохистический союз.

Закрыл фестиваль «Молодежь. Театр. Фест» Егор Дружинин и его «Русский регтайм». Поставил он спектакль — размышление о том, каким было бы наше общество, если бы не было Октябрьской революции, гражданской войны, Второй мировой войны.

«Русский регтайм» Международное театральное агентство «Арт-Партнер XXI» (Москва)

Дружинин: «Это ни в коем случае ни социологическое, ни политическое исследование. Это просто размышление, это утопия о том, как бы мы выглядели и какую бы музыку слушали. Поэтому он и называется «русский регтайм», потому что, возможно, мы бы слушали именно эту музыку в качестве популярной, а не ту, что мы слушаем сегодня. Он называется «балет-дефиле» только потому, что, конечно же, в этом обществе по одежке встречали, и это балет, потому что вся эта история рассказана языком танца»

Русский регтайм создал двоякое ощущение: с одной стороны, были интересные номера, с другой — все вместе смотрелось как набор бессвязных хореографических этюдов под не самую интересную музыку  — этакое немое танцевальное кино в духе Чарли Чаплина. Дружинин пообещал на следующий год выпустить танцевальную постановку на сцене родного ему ТЮЗа имени Брянцева (он здесь какое-то время работал после окончания института).