8 сентября на Большой сцене Театра Юных Зрителей состоялась премьера Уланбека Баялиева «Лес» по одноименной пьесе Островского.
Это второй спектакль режиссера на сцене ТЮЗа (первый — «Зимняя сказка») и третий по Островскому.
Баялиев хорошо запомнился петербуржцам по постановке «Гроза», который привозили на международный театральный фестиваль «Радуга» в 2017 году; там главным персонажем была не Кабаниха и даже не Катерина, а молчаливый хорошо сложенный кот.
В этот раз Баялиев снова дополнил Островского, и в «Лесу» появилась театральная моль, которая охотно продает смерть: то Счастливцеву (который здесь до смерти несчастен), то Аксиньи Даниловне.
В пьесе присутствуют три самостоятельные сюжетные линии: история влюбленной пожилой Гурмыжской в недоучку-гимназиста Буланова, линия судьбы бедной девушки Аксюши, для которой если любить — так до конца, и, наконец, история провинциальных странствующих актеров Несчастливцева и Счастливцева, мечтающих найти драматическую актрису для труппы. При этом режиссера (в отличие от драматурга) волнует «в тёмно-синем лесу, где трепещут осины» только артист. Все внимание обращено на него и ему: чем и на что тот живет, о чем переживает, о чем молчит.
Баялиев признался журналистам, что намеренно ушел от социально-бытовой контекста того времени, что и сделало в свое время эту пьесу Островского столь популярной (с 1875 по 1917 комедия прошла 5106 раз), потому что, с одной стороны, проблемы тех дней утратили свою актуальность, с другой, ему самому было интереснее сфокусироваться на так называемом «Лесе героев Островского», а по сути — на лицедействе.
По итогу получился этакий театр в театре, где актеры периодически останавливают свои монологи для активного взаимодействия либо со зрителем, либо друг с другом, но делают они это не как герои комедии, а как артисты театра.
В спектакле очень много символизма: например, декорация, на которой крупно написано «Лес», падает (а, может, его срубают за ненадобностью), и зритель оказывается в поместье, больше похожее на авансцену, где прима Гурмыжская, лежа на шкуре среди раскиданных яблок, распивает красное вино с Милоновым и Бодаевым.
Сама по себе постановка очень красивая (что характерно для творчества Баялиева), костюмы, сценография, интересные детали, и актеры играют великолепно (у режиссера в ТЮЗе есть уже собственная труппа: Анна Дюкова, Анна Лебедь, Александр Иванов, Олег Сенченко), но пока не очень понятно, найдет ли отклик в сердцах зрителей «Театральный лес», захочется ли публике блуждать по дебрям театральной профессии и присматриваться к его явно «заблудившимся» обитателям больше, чем один раз?
3, 5 часа держать зрителя только лишь на картинке и актерском профессионализме, не говоря с публикой о том, что ее волнует, — это смело, но, как мне кажется, не слишком прагматично.