Русский писатель и литературный критик Иван Александрович Гончаров (согласно описи его  литературного бэкраграунда) обладал при жизни недюжинной фантазией, произведя на белый читательский свет четыре весомых романа, три из которых начинались на букву «о»: «Обыкновенная история», «Обломов» и  «Обрыв».

И если  с «Обломовым» знакомы многие, то с  «Обрывом» — только те, кто учился в глубоко советское время (или те, кто не читал, но смотрел фильм Владимира Венгерова 1983 года выпуска).

Художественный руководитель проектов ТЮЗа им. А.А. Брянцева 80-летний Адольф Яковлевич Шапиро не желал предавать роман «Обрыв» (1869 год) забвению и переписал его за короткое время на свой вкус и современный лад. В результате его писательских талантов на свет родилась пьеса «Обрыв» ПО МОТИВАМ романа И.А. Гончарова.

Краткое содержание предыдущих серий

Борис Райский — вольный художник, сочиняющий роман о жизни с незамысловатым названием «Бабушка», в один из дней волею случая едет навестить свою двоюродную бабушку Татьяну Бережкову, которая присматривает не только за имением Райского, но и за двумя двоюродными внучками-сиротами — Верой и Марфенькой.

Борис, встречая Веру в «переходе», довольно быстро  переключается с романа книжного на общечеловеческий, выражая юной леди свое почтение во всех его формах и видах.

Вере ухаживания Бориса, бесспорно, льстят, но не так, чтобы очень, ибо сердце и душа девушки целиком и полностью прикованы к дерзкому бунтарю Марку, которому Вера в конце романа дает, точнее — отдается всецело. На деле получается, что зря! Нигилисту Маркуше девичьи слезы и разбитые чуЙства совершенно ни к чему. Для него любовь не более чем интрижка и  мимолетное увлечение.  

О ПОСТАНОВКЕ

Взялся за сценическое воплощение пьесы на театральных подмостках ТЮЗа именитый режиссер Анатолий Ледуховский. Надо сказать, что несмотря на то, что сами по себе идеи Гончарова  утратили всякий вес в современном обществе («о времена, о нравы»), спектакль получился вполне-таки себе осмысленным и завораживающим.

Больше всего лично меня порадовал минимализм Ледуховского, которым насквозь пропитано всё:  от актеров (моя любимица Анна Лебедь сыграла сразу три роли: Марину, Крицкую и Уленьку) до декораций; их почти нет. Музыка, свет и искусственные цветы являются достаточным для создания тоскливого и приглушенного настроения заброшенной и однообразной деревенской жизни.

Развязка и финал, на мой вкус и взгляд, откровенно затянуты. И даже блестящая игра актеров не спасает от откровенной скуки по поводу всего происходящего.

На последних 15-ти минутах (спектакль, к слову, идет 3 с гаком часа) зритель в моем лице начал сильно уставать от довольно блеклых  конфликтов Марка, Веры и Бориса. Остальные персонажи вообще казались лишними на этом празднике жизни.

Финал любовного треугольника звучал как бесконечный фальстарт, где каждый раз набираешь побольше воздуха в легкие в надежде, что вот сейчас, СЕЙЧАС  уже всё это закончится, а оно… всё не кончалось и не кончалось.