Ходжа Насреддин — человек, который не умеет ничего и при этом умеет всё. Он решает любые насущные вопросы с помощью (как сказали бы сейчас коучи) обширного ассортимента soft-skills’ов: гибкость, высокий уровень коммуникаций, находчивость и пуд житейской мудрости. Его поступки слабо предсказуемы, всегда неожиданны, и часто создается впечатление (возможно, оно ложное), что и сам Ходжа, порой, не знает, к чему его всё это приведет. Но тем, кому терять нечего, ничего не страшно, и Ходжа Насреддин смело едет на своем ишаке навстречу новым приключениям и открытиям жизни. В своих странствиях он, к счастью, добрался до «Театра Наций».
В немногочисленных интервью режиссер спектакля Тимур Бекмамбетов признается, что давно мечтал поставить историю про Ходжу Насреддина, но долго не мог найти правильные инструменты для художественного высказывания, ведь Ходжа — это не столько человек, сколько «метафизический персонаж», который творит по сути собственные миры (что, безусловно, откликается лично Бекмамбетову).
Изначально задумывался спектакль с живыми актерами, но потом по заверению художественного руководителя Евгения Миронова поняли, что для этого материала нужна другая форма, и решили делать кукольный театр. Это было в новинку как для самих актеров, так и для театра в целом, так как ранее никто не предпринимал попыток ставить игрушки с актерами в один ряд. Озвучивали кукол именитые артисты: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Виктор Вержбицкий, Игорь Золотовицкий, Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская и Инга Оболдина. Благодаря такому сосредоточению талантов в одном месте получилось уморительно-поучительное произведение искусства — этакий детский театральный Comedy Club с недетскими темами.
Зрителя через узорные ворота дворца отправляют на Восток, где он с первых же минут знакомится с главными героями истории — Ходжой и ишаком, от лица которого будет как раз сказываться сказка о похождениях Насреддина. Рефлексия осла станет почвой для веселых шуток, глубоких философских размышлений и нетривиальных выводов о смысле жизни человека на земле. По кругу движущаяся дорожка как метафора бесконечности пути Ходжи, который приходит туда и к тому, у кого есть желание стать свободным и обрести себя.
Куклы в этой истории, кстати, живее всех живых. Иногда кажется, что обычный человек не может позволить себе столько эмоций и откровений, сколько может позволить себе кукловод через куклу: чего только стоит ишак, машущий хвостиком от радости и любви, который отжимается и делает планку наравне с кобылицей во имя спасения целого города от злого эмира Тимура.
Результат кропотливой работы творческой команды превзошел все ожидания и был по достоинству оценен критиками, которые выдвинули «Ходжу Насреддина» на премию «Золотая маска» сразу в 4 номинациях: спектакль кукольного театра, работа режиссера, работа художника, работа актера. И я, как строгий зритель скажу, что это совершенно оправданно и заслуженно.
Спектакль показан в Петербурге в рамках фестиваля «Золотая маска»