Каждый раз вступая на путь войны, МЫ надеемся что-то изменить. МЫ готовы не просто сами умереть за навязанные разжигателями войны «высокие идеалы», мы готовы убивать себе подобных. МЫ искренне верим в то, что завтра будет лучше, чем вчера, и безжалостная мясорубка — рука революции выглядит в этом свете как необходимый атрибут счастья и всеобщего благоденствия. Слепое доверие спускаемым сверху лозунгам и обещаниям затмевает всякий здравый смысл. Люди извне побеждают в чистую человека внутри. Ведь все мы не понаслышке знаем, что если человека долго в чем-то убеждать (даже в самом, на первый взгляд, абсурдном), он в какой-то момент уверует. И те, кто стоят у руля пропаганды, это знают как дважды два.
Только…
У мясорубки нет ни лица, ни души. Для нее и враг, и друг просто расходный материал, который нужно своевременно перемолоть, ведь «тот, кто считает себя своей собственностью — это враг революции», а «насущный хлеб революции — это смерть ее врагов». Только смерть индивида принадлежит ему, умирать — это единственная настоящая работа. «Ничто — вот твоя собственность», — скандирует мать революции солдату с трибуны. «Революция нужна только для революции», в этом цель и в этом смысл. «Пока революция в городе Витебске не победит, как и в других городах, ты не принадлежишь себе. Ты — солдат революции»
И насилие продолжается…
«Маузер» по пьесе Хайнера Мюллера стал вторым спектаклем в военной дилогии Теодороса Терзопулоса. Первое «отделение» отдано Бертольту Брехту и его «Мамаше Кураж». Не уверена, что Терзопулос изначально думал о подобной связке, но как бы там ни было, получилось органично, хотя Мюллер за счет многочисленных повторений идет тяжелее. С другой стороны, сама тема не предполагает легкости. Актуальность пьесы и поднятой темы переоценить невозможно. Война, по-прежнему, самый желанный способ правительства для регулирования конфликтов.