Открылся второй день фестивального week-end’а спектаклем Нижегородского государственного Театра юного зрителя «Метель, шинель в портфель». На самом деле, не очень понятно, почему режиссер Максим Меламедов склеил именно эти повести двух закадычных друзей-писателей Пушкина и Гоголя (может, потому что они оба заканчиваются на -ель). На их месте спокойно могли бы быть любые другие произведения из школьной программы по литературе, благо и у одного, и у другого классика их довольно много.


«Метель, шинель в портфель» Нижегородский государственный Театр юного зрителя

Но это логика, а на сцене — классика.

Спектакль состоит из 2-х частей, каждая из которых идет по 40 минут, что соответствует длительности  школьного урока. На сцене двое мужчин (Фирсов Алексей и Филиппов Алексей) и две женщины (Бледникова Анна и Соколова Юлия), которые великолепно играют и сиюминутно перевоплощаются из роли в роль, сменяя пушкинскую маску на гоголевскую. Невозможно в них не влюбиться  и не зачитаться их актерскими работами.

Да и сюжеты у обеих  повестей весьма замысловаты, а концовки и вовсе непредсказуемы.

В «Метели» Пушкин на примере невероятной истории венчания Марьи Гавриловны и Бурмина подчеркнул значение потусторонних, мистических сил и случая в жизни человека. Воплощением этого в произведении явилась метель, которая буквально «свела» в церкви совершенно незнакомых людей, помогая им обрести любовь и счастье.

«Шинель» —  протест против общественных порядков и законсервированных установок, где вывод о человеке делается «заранее», исходя из его должности, оклада и внешнего вида. Шинель (а по сути очередная вещь) оказывается важнее жизни человека, пусть даже он и тихий, неприметный и подслеповатый титулярный советник 50-ти лет.

Второй спектакль фестивального воскресенья не менее знаковый для понимания значения и роли истинных ценностей в жизни человека — пансион «Бельведер» от Белорусского государственного театра кукол.

Пансион «Бельведер» Белорусский государственный театр кукол

Выпускник Академии драматического искусства «Нико Пепе»  Маттео Спьяцци сотворил на сцене уникальную историю. Удивительна она тем паче, что ее уникальность   универсальна. Неважно,  из какой ты страны, на каком языке ты говоришь, какого ты возраста или пола, богат ты или беден, холост или заядлый семьянин — ты поймешь происходящее без слов, тем более, что их там и нет. Есть только прекрасная музыка, воспоминания, настоящие чувства и хрупкость человеческой жизни.

И несмотря на то, что на героях маски (и когда актеры в конце открывают свои истинные лица, оказывается, что большинство мужчин — это женщины и наоборот), они сделаны по образу и подобию десятков прожитых героями лет, то, что называется «характерные». По морщинкам, взмаху бровей, согнутости колен можно многое рассказать о каждом из пожилых обитателей пансиона.


Это спектакль о старости, одиночестве, о смерти…О жизни во всех ее проявлениях, которая бурлит несмотря ни на что и вопреки всему в стенах дома престарелых, о ежедневной рутине, а еще о дружбе и о любви, которой все возрасты покорны, и даже закостенелость суставов не помеха. Настоящая Санта-Барбара. Не зря режиссер вплел просмотр сериала в свой спектакль, ведь Санта-Барбара —  метафора вечности, нечто незыблемое — то, что обязательно покажут по телевизору (во всем мире). 

Третий спектакль — кульминационный. «Мастер и Маргарита» от режиссера Татьяны Самбук и Белорусского государственного академического театра юного зрителя.

«Мастер и Маргарита»
Белорусский государственный академический театр юного зрителя

«Нехорошее» произведение Булгакова оставляет свой след на каждом, кто его ставит и кто его играет, отчего имеет плохую репутацию в театральных/кинематографических кругах и его стараются лишний раз не ставить, хотя очень хочется.

Самбук переосмыслила роман и переделала его на свой лад, превратив его в короткую, буквально на час сорок, фантастическую сказку (для взрослых), где Маргарита Николаевна заключает сделку со злом во имя спасения любимого Мастера. Вот так скажешь однажды в сердцах, что «готов продать душу дьяволу» и потом не отвертишься (от Сатаны): придется пить кровь, летать над ночной Москвой в одной ночнушке и много раз подставлять свое колено для поцелуя мертвецам.

Зато потом любовь-морковь и танцы-песни с возлюбленным на всю жизнь. Не такая уж и высокая цена, получается.

В общем, получилась история о любви, свободная от религии и репутации города.

Спектакль ставился в кратчайшие сроки — всего за два месяца. Видимо, из-за этого актерские работы не кажется слишком убедительными, но режиссерские находки и изумительная сценография  удачно сглаживают эти моменты.