«Точка доступа» — это театральный фестиваль  not on the stage , то есть  в рамках этого проекта идут спектакли, которые  показывают где угодно, но только не в театре. Фестиваль в Петербурге проходит уже в четвертый раз, и в этом сезоне свои премьеры и театральные хиты демонстрируют не только российские компании (в 2017 году фестиваль заявил о себе как о международном), но  и заграничные гости.

Вчера мне удалось поприсутствовать сразу на двух  постановках и, соответственно, в двух разных локациях: «Трехгоршковая опера» и «Марат/Сад»

«Трехгоршковая опера» — это спектакль австралийского режиссера Клименс Уильямс, разыгранный в женском туалете шикарного отеля ( в нашем случае — Hilton на территории КВЦ «Экспофорум»). Три девушки с разными судьбами встречаются в тесной дамской комнате: первая (Салли Алрич-Смит) желает покончить с собой, наглотавшись таблеток. Распевая арию Дидоны (опера «Дидона и Эней» Генри Пёрселла), она демонстративно открывает зрителю свои многочисленные синяки на теле. Заслышав шаги за дверью, юная самоубийца скрывается в кабинке. Вторая героиня (Джессика Уэсткотт) под » L’amour est un oiseau rebelle» из «Кармен» Жоржа Бизе, жизнерадостно врывается в туалет, в несколько мгновений разрушая гнетущую атмосферу, созданную ее предшественницей. В одной руке — бутылка шампанского, в другой — ярко красные туфли. Весь ее пусть и не слишком свежий вид и звонкий распев говорит об игривом и легком отношении к окружающей действительности. Возможно, она тоже влюблена, но ее любовь не приносит ей горя и разочарования, как героине Салли. Все ровно наоборот — она наполняет ее и благодаря этому её нынешняя владелица порхает словно птица. Как только Джессика допевает последние слова, дверь дамской комнаты вновь отворяется,  и Бритт Льюис с арией  «Керубино» (опера- буффа Моцарта «Свадьба Фигаро») присоединяется к уже сформировавшейся  дамской компании. Бритт — современная молодая женщина нетрадиционной ориентации. Не отрываясь от своего телефона, она осторожно напевает слова пажа из своей оперы, пока возлюбленная на том конце провода не прерывает ее пение своим внезапным звонком. Всех трех девушек объединяет не только эта туалетная комната, они все — заложницы любви. Любовь наполняет их, одурманивает, пленяет, разрушает и пьянит.

Как будут развиваться их отношения с любимыми  покажет будущее, но сейчас в душе этих случайных посетительниц творится самый настоящий праздник, бал — маскарад  с мыльными пузырями и полосками из  туалетной бумаги.

Что может быть более непредсказуемым, шокирующим и  в то же время невероятно прекрасным, чем дивное пение трех роскошных оперных певиц в туалетной комнате?! Как скажет в своем интервью сама Уильямс : «Самое элитарное искусство в самом заурядном месте».

Знаете, после этого спектакля можно с уверенностью сказать, что «не место красит человека, а человек место». Маленькая тесная комнатка туалета  благодаря  невероятному пению сиднейских оперных див (у которых за все 40 минут игры ни разу не сбилось дыхание) и божественной игре аккомпаниатора Дарси Гейфорд (да-да, они все + фортепиано и  10-12  зрителей вместились в один туалет) превратили «горшки» (я полагаю, что название постановки — это саркастичная  отсылка к Брехту его «Трёхгрошовой опере») в лучший оперный театр мира.

Вторая постановка — «Марат/Cад» произвела на меня меньшее впечатление, хотя само произведение Вайса мне  очень близко.  То ли от того, что акустика в ТК «Невском центре» была не настолько хороша, насколько ожидала команда, готовившая эту постановку, то ли от того, что зритель достаточно далеко находится от главных действующих лиц, но в  моем случае «Сад» сильно проиграл «Трехгоршковой опере», хотя сама задумка немецкого  режиссера Йозуа Рёзинг мне показалась крайне любопытной. Торговый центр как огромный картонный домик, в котором публика словно Алиса «В стране чудес», съевшая пирожок, чтобы  уменьшиться до размеров актеров. Стоя у перил на разных этажах  зритель внимательно наблюдает за кульминацией событий между героями, выкрикивающими громкие лозунги с эскалатора, из лифта и кофейни на первом этаже.

Наверное, главное достижение фестиваля «Точки доступа» в том, что они из года в год доказывают зрителю и самим себе, что настоящему искусству театр  в виде комплекса, состоящего стен, сцены, прожекторов и режиссерского пульта, не нужно, потому что актеры  и режиссеры сами делают театр, привнося в любое попавшееся под руку пространство необходимую атмосферу и революционный  дух.

И теперь, заходя в любой ТЦ или женский туалет, ты начинаешь пытливо озираться по сторонам…а не играют ли за соседней стеной актеры?!