Впервые «Совместные действия « на Новой сцене Александринского театра писательницы Людмилы Улицкой и пианистки Полины Осетинской прошли в апреле этого года по случаю 17-и летия благотворительного фонда AdVita. В программе литературного концерта — неизданные рассказы и стихи Людмилы Улицкой, прочитанные лично автором, и редкие композиции Баха, Десятникова, Васкса, Скарлатти, Калейса в исполнении Полины Осетинской.
Сцена довольно аскетична, на ней мало предметов — хватит пальцев одной руки, чтобы их все пересчитать: рояль, два стула, стол и Macbook, с которого Людмила Евгеньевна читает прозу собственного сочинения. Смотрится это слегка странно: серебряный ноутбук с ярко светящимся яблоком резко выбивается из общего — уютно-грустного — настроения вечера.
Лично мне очень не понравилось, как выступила Улицкая, хотя я с большим трепетом отношусь к творчеству, взглядам и жизненной позиции этого автора. Она сидела, жестко скрестив руки, и по её надменной позе чувствовалось нежелание какого-либо контакта со зрителем. Текст она произносила быстро и без выражения. В результате эмоционального всплеска и необходимой глубины ее рассказы у публики не возымели, хотя на то были все основания.
Откровенно говоря, я с нетерпением ждала её материнского кивка (символизировавшего передачу эстафетной палочки) в сторону Осетинской. А это уже о многом говорит…
Полина играла замечательно — как будто не руки, а её душа, характер, чувства, мысли скользят по клавишам, подбирая с каждым разом всё более волнительные мелодии и глубокие смыслы. Она перебирала не ноты, а саму жизнь. Так фортепиано (на моей памяти) звучит редко, и оттого хотелось остановить каждое мгновение.
По-моему, дуэта Осетинская/Улицкая (дочь-мама) не получилось, каждый жил на сцене обособленно и хотел от «Совместных действий» чего-то своего. И однозначно эта пара эмоционально проигрывает тандему Раппопорт/Осетинская (дочь-дочь).