2019-й год – юбилейный для Театра Комедии им. Н.П.Акимова. Любимый зрителями театр в октябре отмечает своё 90-летие. Свой юбилей он встречает в отличной форме, радуя поклонников замечательными премьерами, которые следуют одна за другой. «Энергичные люди», «Мещанин во дворянстве», «История цветочного острова», «Любовь и голуби»… Премьера спектакля «Мафия и нежные чувства» достойно продолжает этот марафон.

          Имя Люка Шомара хорошо знакомо французскому зрителю. Пьесы этого сценариста и актёра можно увидеть во многих театрах Франции, где их сопровождает неизменный успех. Виртуозный юмор, яркие диалоги-пикировки, избранная автором форма комедии положений – всё открывает для режиссёра и актёров, окунувшихся в подобный материал, ярчайшую палитру возможностей и красок.

Петербургский Театр Комедии им. Н.П.Акимова избрал для постановки одну из пьес Люка Шомара, написанную в 2010 году, которая называется «Мафия и нежные чувства», и представил её зрителю 30 августа 2019 года. Эта комедия лёгкая и смешная, деликатесная, как пирожное «буше»… Поставил её московский режиссёр Николай Дручек, ученик прославленного мастера Петра Фоменко. Режиссёрская работа и игра великолепной четвёрки – Николая Смирнова, Полины Воробьёвой, Юрия Лазарева и Виталия Куклина – наполнила этот спектакль тончайшими деталями и оттенками, что придало всему действию и его участникам правдоподобность, искренность и человечность, вместе с тем не лишив его лёгкости и искромётности «маленькой французской комедии»…

Как набраться решимости и признаться своему лучшему другу, что вы любовник его дочери? А если он к тому же сицилийский мафози? За это можно расплатиться кровью…

Сюжет внешне очень прост. У адвоката Этьена, лучшего друга мафиози Карлоса, день не заладился с самого утра. Во-первых, у него роман с дочерью Карлоса, которая хочет за него замуж, а он небезосновательно боится, что Карлос об этом узнает и придёт в ярость. Во-вторых, у него в ванной протечка — он затопил квартиру соседа снизу, буддиста. А третье и главное — с утра появляется Карлос, который избрал квартиру Этьена местом для вручения продажному полицейскому крупной взятки. Любовь, деньги, мафия, полиция, предательство… Путаница и комические ситуации, которые разрешаются самым неожиданным образом.

Начало спектакля – этакая увертюра, которая сразу задаёт зрителю тон лёгкости, амурного флёра и великолепного приподнятого настроения. Открыть ею действие – решение создателей спектакля. У Люка Шомара пьеса начинается иначе. А здесь на сцене появляется влюблённая пара  — адвокат Этьен (заслуженный артист России Николай Смирнов), харизматичный красавчик средних лет, и его молоденькая возлюбленная Стефани (Полина Воробьёва), дочка главаря сицилийской мафии в Париже Карлоса (народный артист Росии Юрий Лазарев), который к тому же является другом и ровесником Этьена.

Прелюдия к спектаклю сопровождается замечательной музыкой, соблюдая все акценты которой, герои исполняют композицию, где есть и вкрапления пантомимы, и танцевальный шарм, и вкус любовного волшебства. Опьянение друг другом и красивая игра для двоих – вот что читается в снятых по очереди в такт музыке ботинках, туфельках, носочках, при этом – взгляд «глаза в глаза». И как по-французски легко и изящно удаляются герои в своё любовное гнёздышко на второй этаж, не то в танце, не то в изящной проходке рисуют перпендикулярные линии, поднимаются по лестнице, сбрасывают с балкона свою обувь небрежным жестом, чтоб ничто не мешало объятиям… Воплощённое предвкушение! Но этой парочке на протяжении спектакля очень мало доведётся побыть наедине, на то и существует комедия положений. И третий, появившийся на сцене герой, — ещё одно тому подтверждение.

Сосед Этьена Виктор (Виталий Куклин) появляется на сцене и с невозмутимым видом повторяет за влюблённой парой их траекторию движения по перпендикулярным линиям, делая акцент на каждый поворот… Его невозмутимость сквозит во всём, ибо Виктор – буддист, а буддистам суета чужда. На этом презентация трёх главных героев из всей четвёрки завершается, и начинается непосредственно действие пьесы. Именно сосед-буддист своим присутствием в жизни влюблённых создаст массу неудобных двусмысленных ситуаций, чем вызовет немало положительных эмоций – от улыбки до хохота —  у зрительного зала. А появление Виктора в квартире Этьена обусловлено банальной бытовой ситуацией, упомянутой выше. Начало простое и житейское…                        

 Николай Смирнов в роли Этьена предстаёт перед зрителем как истинный француз, влюблённый, наделённый шармом мужчины, которому очень к лицу любовь молоденькой особы. Он тянется за её молодостью, включая весь свой задор и кураж. Вместе с тем, он преисполнен тревоги, так как знает масштаб гневливости и опасного накала страстей в своём сицилийском друге. Ведь тому вряд ли понравится выбор дочери, а заряженный револьвер, пусть и с первым холостым патроном, у Карлоса всегда с собой. Но видно невооружённым глазом, что эта пара настолько без ума друг от друга и так безмятежно счастлива, что попытка Этьена отговорить Стефани от продолжения отношений выглядит скорее минутной слабостью, чем взвешенным решением.

Вся гамма эмоций, от настоящего ужаса до упоительного восторга, наполняет героя Николая Смирнова в дуэте с мафиози Карлосом, который нагрянул в квартиру Этьена со своими планами и массой неудобных вопросов, от которых хочется провалиться сквозь землю. Провалиться, конечно, не получается, но упасть на колени перед отцом своей пассии Этьену всё же доведётся. Динамическое крещендо от почти предрасстрельного отчаяния до самозабвенного излияния души в момент рассказа Этьена о Стефани и о том, насколько она хороша, Смирнов развивает великолепно и вкусно. Но путаница комедии положений должна ударить в свой колокол! Оказалось, что Карлос находится в полном неведении об истинном положении вещей, он теряется в догадках, кто же любовник его дочери, но то, что ничего хорошего этого наглеца не ожидает, понимают и зрители, и сам Этьен. А находчивая Стефани известила водителя отца, что всего лишь берёт у папиного друга уроки юриспруденции (иногда и в спальне). И для Этьена это – очередной шок. И теперь правда не должна открыться, чего бы это ни стоило! По сути, герой Николая Смирнова вовсе не труслив. Скорее он действует согласно здравому рассудку. Он влюблён, благополучен, его жизнь так наполнена и гармонична, что он не видит смысла внезапно и бессмысленно с ней расставаться…

Дуэту Николая Смирнова и Юрия Лазарева придаёт яркие краски ещё и разительный контраст их героев – высохший, жёсткий, сухопарый Карлос является полной противоположностью своего нежного, уютного, мягкого, обаятельного друга Этьена. И всё же зритель видит, что эти двое мужчин искренне любят друг друга, их дружба крепка и прошла испытания временем.  Вот только хаос, происходящий в событиях жизни и душах героев может пошатнуть крепкое здание этой дружбы…

«Mafia et sentiment» — так по-французски звучит название пьесы Шомара. В русском языке слово «сентиментальный» как правило говорит о нежности и ранимости души. И это качество зритель видит в каждом из героев постановки. Сентиментален Этьен, оказавшийся в нелёгкой ситуации – как искренни его слёзы в минуту, когда он осознаёт, что скоро станет отцом. Сентиментальна и искренна в своей любви экстравагантная Стефани. Сентиментален даже сицилиец Карлос, вздыхающий о «жене Джованни», переживающий крах всех надежд и видящий предательство за предательством от тех, кому он доверял… Не склонен к сентиментальности, хотя и успешно в неё играет, пожалуй, только буддист Виктор. Персонаж Виталия Куклина постоянно перевоплощается. И если сначала он – просто обиженный сосед, просветлённый своей верой, никому не желающий зла, но ждущий законной компенсации, то в финале перед зрителем предстаёт жёсткий и рассчётливый сотрудник банка, готовый любой ценой урвать куш, плывущий к нему в руки… И даже шальной выстрел Карлоса не может отбить у него охоту к наживе.

Когда крохотная и безобидная ложь, сказанная в начале истории, к финалу наматывает на себя огромный ком проблем, так сложно признаться в этой лжи! Тем более, что в этой комедии положений речь идет не просто о сохранении чести, но и о сохранении жизни. Конечно, Этьен обязательно расскажет своему другу обо всём. Но когда-нибудь потом, года через три, когда попавший в переплёт Карлос вернётся из тюрьмы… Да и какая разница, когда это случится, ведь любовная парочка снова наедине и так безмятежно счастлива. Дом Этьена вновь пришёл в привычное состояние гармонии, не случайно художник спектакля Эмиль Капелюш выдержал весь декор квартиры адвоката в столь светлых тонах. В финале режиссёр выстраивает арку с началом спектакля – звучит та же музыка, сохранён рисунок сцены. И только по торжествующему взгляду Этьена в зал зритель ощущает, какой камень упал с его души. Этьен и Стефани должны продолжить то, чего их лишали на протяжение всей пьесы – наслаждаться друг другом. Тем более, что у них это так хорошо получается!

Счастливый финал – неизменный спутник комедийного жанра. И всё же зритель, испытавший вместе с героями множество напряжённых моментов, облегчённо выдыхает вместе с Этьеном. Ведь это так хорошо, когда безмятежность, любовь и лёгкая французская комедия проникают в нашу жизнь, полную забот и тревог. И оставляют в ней частичку света…

Смотрела и писала Ольга Нестерова