«Барышня» так называли еще юную Райку Радакович, которой отец после своей смерти оставил сплошные долги и наказ экономить деньги.
Мать Райки оказалась, к сожалению, незрелой личностью. Не была эта милая добрая женщина способна противостоять ударам судьбы. С такой инфантильной матерью (какая была у Райки) жить так же, как это было до смерти кормильца, было равносильно пойти по миру.
Дядя Райки был добрейшим человеком и вполне себе обеспеченным, но умер в расцвете сил, захлебнувшись собственной кровью.
Оставшись со всеми своими переживаниями и горестями одна, Райке ничего не оставалось, как взять все в свои еще детские руки.
Девочка устроилась на работу к ростовщику и свела все расходы семьи к минимуму, уволив слуг и перестав поить чаем со сладостями гостей дома. Ходили они с матерью во всем старом, электричество почем зря не жгли и распродавали все то, чем долгое время не пользовались и что не приносило им никаких доходов.
Многие усматривают в этом спектакле алчность, подмену ценностей (мол, деньги стали не средством достижения цели, а непосредственно целью и главной ценностью), но с психологической точки зрения это не совсем так, ибо все, что мы в этой жизни делаем, мы делаем ради любви и безопасности, а не ради славы, денег или чего-то еще.
В случае с Райкой деньги являются мерилом любви: много денег — папа любит, мало денег — папа не любит, поэтому потерять деньги, значит, потерять родительскую любовь.
Вообразите эту картину: умирающий отец завещает маленькой девочке копить деньги. Он — банкрот, он ничего в этой жизни не добился, и он не желает своей дочери того же, ведь каждый здравомыслящий родитель хочет для своего ребенка только добра.
А вот в голове Райки рождаются совсем иные ассоциации: перестать экономить и жить в свое удовольствие, значит, предать отца и весь род, что совершенно недопустимо с точки зрения семейной системы. И потом в минуты наибольшего горя Райка сталкивается не с сочувствием со стороны общества, а с осуждением: мол, ты — дочь банкрота, ты — никто. И вот это общественное порицание также накладывает свой отпечаток на мысли и судьбу девочки, а также на ее взаимоотношения с окружающими, когда последние пытаются снискать у ней снисхождения и попросить денег в долг, она им отказывает.
Спектакль «Барышня» по одноименному роману выдающегося югославского писателя, лауреата Нобелевской премии Иво Андрича показал на Новой сцене Александринского театра Национальный театр Республики Сербской в рамках XV Международного театрального фестиваля «Александринский».