На XIV Международном театральном фестивале «Александринский» показали спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» по одноименному роману Кена Кизи. Поставил на театральной сцене этот «гимн индивидуальности» художественный руководитель Национального академического театра им. Габриэла Сундукяна Армен Элбакян.
Спектакль рассказывает о жизни пациентов психиатрической клиники и о беспощадности медицинского персонала, действия которого направлены не на лечение больных, а на подавление их личности. Повествование ведется от имени индейца Бромдена, прошедшего за время пребывания в лечебнице множество сеансов электрошоком.
Гнетущая и мрачная атмосфера больницы меняется в лучшую сторону в день, когда в отделение привозят новичка — патологического преступника и бунтаря Рэндла Патрика Макмёрфи. В отличие от других пациентов Макмёрфи точно не псих. Да, он порой неадекватен, иногда ведет себя как настоящий кретин, но цель его пребывания в этом заведении проста — он пытается откосить от зоны. Только Макмёрфи не учел тот факт, что в тюрьме есть срок, по истечении которого преступники выходят на свободу, а в психушке такого нет.
Довольно быстро недавний преступник становится лидером мнений. Он рушит рутинную больничную жизнь, играя с психами в карты и обучая их премудростям жизни, Макмёрфи хочет вытащить этих запуганных людей из темноты. Он пытается научить их не бояться, бороться с несправедливостью и противостоять жестокости внешнего мира.
Каждый его поступок в больнице — это не развлечение, а попытка помочь, и это категорически не нравится сестре Рэтчед, у которой здесь царят свои особые порядки. Она — человек-система, а система бесчувственна и бесчеловечна; у системы нет предпочтений, нет сожаления, у нее есть только правила, по которым все должны жить, а кто не хочет — должен исчезнуть. Любое малейшее отступление от плана лечения воспринимается как угроза этой самой системе и немедленно пресекается: либо электрошоком, либо лоботомией. Рэтчед искренне презирает пациентов госпиталя и делает все возможное, чтобы воспитать в них выученную беспомощность и погасить на корню любое стремление к обычной полноценной жизни. И как следует из спектакля, она не гнушается ради своих «благих» целей даже убить здорового человека, превратив его в чучело, ведь à la guerre comme à la guerre.
История знает немало случаев, когда одному безвинному
человеку приходилось отдавать свою жизнь во спасение других. Это и Иисус
Христос, и Жанна Д’Арк, и Александр II и многие другие освободители. Вот и в
спектакле главный герой предан анафеме
слугами психиатрической больницы. Но
именно его гибель способствует всеобщему пробуждению и открывает душевнобольным товарищам двери в
мир нормальных людей. Правда, цена, которую он за это заплатил, оказалась
слишком высокой…