Два ярких режиссера современности Андрей Калинин и Хуго Эрикссен дали волю своей богатой фантазии и  на базе модернистской прозы начала XX века —  а именно Сэмюэля Беккета «Мерфи»- (в публикации этого романа Беккету отказывали 42 раза) и «других, самых неожиданных источников»  ̶н̶а̶т̶в̶о̶р̶и̶л̶и̶ сотворили на Новой сцене Александринского театра своего «Человека из Дублина».

Главный герой Мерфи (Дмитрий Бутеев) находится в постоянных поисках истины. Человек без профессии, без прошлого.  Все, что нам о нем известно, — это то, что он приехал в Лондон из Дублина.

Он — иностранец, которого никто не понимает, беглец, скрывающийся в собственной комнате от внешнего и внутреннего миров. Худенький мальчик в очках и в костюме лазурного цвета с желтой бабочкой сводит с ума не только всех встречающихся на его пути женщин, но и остальных, не догоняющих его мерфиевскую природу.

Сам же Мерфи ощущает себя наивысшим существом, другим, особенным. Ему для соединения с великим разумом нужно всего лишь раздеться и привязать себя к креслу-качалке. И тогда он наконец станет свободным.

Так, кстати, делают очень тревожные люди. Посредством раскачивания они имитируют движения детской кроватки/рук мамы, что помогает им успокаиваться. Видимо, была в детстве Мерфи какая-то серьезная психологическая травма, от которой он так лихо на протяжении всего спектакля убегает, прикрываясь истиной, предназначением и иными футлярами, способными скрыть его от ужасной действительности под названием «реальная жизнь».

«….в одном Мерфи был твердо уверен — в своем предназначении. Оно открылось ему еще в юном возрасте, и с тех пор Мерфи упорно шагал по извилистой духовной тропе, опасаясь ненароком свернуть. Ему суждено дойти до сути вещей, постичь эссенцию бытия, причаститься истины. И пока он не достигнет искомого, не успокоится Мерфи и его душа… Привязанность к креслу ублажало тело Мерфи, успокаивало его. Затем освобождался его разум, ибо до тех пор пока не укрощалось тело, разум его не мог раскрепоститься. А разорвав наконец связь с телесным, раскрепощенное сознание Мерфи возобновляло свой путь к истине, совершало вдохновенные мысленные шаги к заветной цели — высшему мерфиевому предназначению».

Людям, привыкшим к классике (когда все стройно, строго  и понятно), происходящее на сцене будет казаться дикостью, полной бессмыслицей, абсурдом. Собственно, это он и есть. Беккет, наряду с Э. Ионеско, является основоположником абсурдистского театра, и режиссеру Калинину явно этот жанр симпатичен, он часто к нему в своих постановках обращается (либо самостоятельно, либо в коллаборации с другими режиссерами).

Некоторые сцены из спектакля сильно перекликаются с днем сегодняшним, и это, естественно, вызывает отторжение у зрителя, ибо не хочется признавать, что наша ежедневная жизнь -это  абсурд: философ-мистик Ниери (Валентин Захаров) лечит от страшных болезней одним лишь взглядом и прикосновением ладони, проститутка Силия (Мария Лопатина) — этакая типичная жертва нашего времени, готовая на все ради любимого, даже стоять на панели, пока возлюбленный находится в поисках ̶и̶с̶т̶и̶н̶ы̶ работы (можно, конечно, здесь вспомнить Сонечку Достоевского, но мы этого делать не будем), Мерфи, гнушается всякой работы, ибо верует в свое «мерфиево предназначение» и способность познать истину (сколько таких «просвещенных» сегодня на просторах сети интернет), Кунихэн (Анна Пожидаева), желающая «и рыбку съесть, и…сесть»: она мечтает о Мерфи, спит с Вайли (Виталий Сазонов), а для достижения своих целей использует влюбленного в нее Ниери.

Зритель, как и Мерфи в какой-то момент попадет в эстетическую дурку, где всех и вся сожгут дотла: кто-то из нас восстанет из пепла как птица Феникс, а кого-то сольют в унитазе.

«Человек из Дублина» — это «портал в неизведанное», спектакль-вызов. А принять его или нет решать вам.