Игорь Стравинский. 140 лет со дня рождения. Абсолютно знаковая  и культовая личность для всей мировой музыкальной культуры ХХ века. О Стравинском принято говорить, что это человек 1001 стиля, человек с разными лицами, человек, который в каждом своем произведении предстает непохожим на себя.

Причем его жизнь сложилась таким образом, что Россия его считает своим композитором, Европа тоже претендует на него и, конечно же, Америка, где он получил гражданство, начиная с конца Второй мировой войны, и  которой он посвятил поздние годы своей жизни.  

Игорь Стравинский — человек мира. Его творчество — это три совершенно контрастных стиля в жизни музыки. Речь идет, конечно, в первую очередь о русском периоде, куда входят его самые знаменитые произведения в большей степени балетного жанра. Чуть позднее возник так называемый неоклассический период в его творчестве — это как раз  Европа (Франция, Швейцария), где он очень много сочинял и сотрудничал с ведущими музыкантами и своими коллегами, прежде всего, с Сергеем Дягилевым. Ну и, конечно, более поздний период — американский, его еще принято называть «семейным».

Если так посмотреть, то начало творчества Стравинского — это размах русской души, середина — Стравинский предстает как настоящий (истинный) европеец и наконец, когда он переселяется в Америку, то он проявляет уже достаточно рационалистические черты не только в своем творчестве, но и в своей жизни, достаточно упорядоченные и вполне соответствующие жизни западного человека.

Что касается концертной программы, она интересна тем, что показательна для Стравинского: композитор предстает перед петербуржцами в разных амплуа: сюита из балета «Жар-птица»,
концерт для скрипки с оркестром ре мажор  и музыка балета «Весна священная». 

Музыка из балета «Жар-птица» — это очень яркое, юношеское произведение. Его премьера состоялась в Париже в Гранд опера в 1910 году. Это был по-настоящему первый европейский успех Игоря Стравинского.  Про сюиту, написанную много позже, Стравинский говорил: «Я вообще хотел бы отречься от этого балета, мне больше всего нравятся сюиты , пусть они звучат на концертной сцене».

Большая часть последующих творческих выступлений Стравинского была связана с музыкальным театром. От «Жар-птицы» до концерта для скрипки с оркестром ре мажор, прошел  21 год. Стравинский не особо жаждал писать виртуозные инструментальные концерты в силу того, что сам не был исполнителем -виртуозом. Это лежало вне сферы его интересов. В принципе концерт мог бы и не появиться, если бы не некоторые особые обстоятельства.  Прежде всего, заказ поступил Стравинскому от Блэра Фэирчайлда , американского композитора, дипломата и покровителя молодого польского скрипача Сэмюэля Душкина, с которым Стравинский позднее сильно подружился. Во -вторых, все друзья в окружении Стравинскому говорили ему: «Попробуй. Что ты теряешь? Ну не знаешь ты прекрасно и досконально  скрипку как виртуозный инструмент, зато у тебя есть преимущество: ты можешь извлечь на ней возможно доселе невиданное звучание».  И в итоге Стравинский решился. У этого концерта как у самоценного персонажа музыкального портфеля Стравинского есть свой паспорт. Начало, которым открываются практически все части этого концерта, Стравинский написал на салфетке, когда  обедал в ресторане с Душкиным в Париже. Он начертил аккорд, который составлял ре первой октавы, ми второй и ля третьей. Душкин сказал: «Нет, я не могу это играть, это невозможно сыграть на скрипке». Стравинский сказал : «А ты попробуй».  И Душкин попробовал. И у него получилось. Душкин сказал: «Ну тогда у тебя будет новый концерт, а это созвучие будет паспортом моего нового произведения».

Еще одно произведение — «Весна священная» . «Весну священную» стоит воспринимать как коллективное сочинение, в котором все создатели процесса принимали живейшее участие. Сам композитор применил невероятный арсенал современных композиторских возможностей. Он создал невероятную иллюзию музыки прошлого самыми современными инструментами.

Исполнители:

Солист – лауреат многих международных конкурсов, солист Московской филармонии и Санкт-Петербургского дома музыки Павел Милюков (cкрипка)

Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением дирижера Арсений Шупляков