Начало: 28, 29 и 30 марта 2019 года

Мировая премьера сценической кантаты SOS (THE SONG OF SONGS) для 14 певцов, 2 чтецов, перкуссии и телеграфного ключа состоялась в рамках фестиваля «NET» — 1 декабря 2017 в Новом Пространстве Театра Наций. Вторая редакция перформанса — SOS 2.0 — создана специально для Атриума музея современного искусства Гараж.

Существуя в рамках сайт-специфик театра, перформанс видоизменяется, каждый раз адаптируясь под новое уникальное пространство,
на этот раз перформанс разместится в деревянном театре 19 века, одной из самых красивых площадок Санкт-Петербурга. Статичное, минималистичное произведение, наполненное богатым музыкальным материалом, создано в коллаборации художника и режиссера

Веры Мартынов, композитора Алексея Сысоева, хореографа Никиты Чумакова и артистов перформанса.

Это первая работа-эксперимент в рамках концепции Веры Мартынов empty set. Математический термин empty set («пустое множество») задает игру слов: set в английском языке означает «множество», «состав», «сценография», «установка»; дословно термин можно перевести как «пустая сценография». Концепция возникла в ходе различных пластических опытов при работе с пространством
и с художественными средствами: как работать с пространством, максимально сохраняя его пустоту, не_наполненность; как тактично
и экономно использовать природные и энергетические ресурсы; как сместить акцент на человека исполняющего и смотрящего, избежать спецэффектов и большого количества материальных объектов, которыми сегодня переполнены театральные постановки; как создать многоуровневое пространство ассоциаций и, избегая манипулирования зрителем и артистом, раскрыть другие способы восприятия. Важной интеллектуальной базой концепции empty set стал сборник текстов о театре и музыки «Эстетика отсутствия» знаменитого немецкого композитора и режиссера Хайнера Геббельса.

В основе либретто лежат 3 текста: «Песнь Песней Соломона» (The Song of Songs) — каноническая книга Ветхого Завета (отсюда и аббревиатура SOS); письма Плиния Младшего, древнеримского политического деятеля, писателя и адвоката, жившего в 1 веке н. э;
а также IPhone Notes Веры Мартынов, куда вошли личные дневниковые записи, обрывки цитат выдающихся мыслителей современности, подхваченные на улице фразы. В SOS 2.0 текст меняется вместе с чтецом: на этот раз одним из чтецов станет Вера Мартынов, автор концепции перформанса, художник и режиссер.

Поэтические любовные тексты из «Песни Песен» переплетаются с тревожными ощущениями современных людей. Письма 18-летнего мальчика начала нашей эры (именно столько было Плинию Младшему, когда он стал свидетелем извержения Везувия, гибели города Помпеи и смерти своего дяди, выдающегося древнеримского ученого и писателя Плиния Старшего) можно легко перепутать с впечатлениями очевидцев катастроф наших дней.

Это перформанс о репереживании трагедии, как личной, так и планетарного масштаба. На первый взгляд неочевидная связь Песни Песен и почти журналистского репортажа с места трагедии Плиния Младшего оправдана: во время катастрофы обрываются любовная Песнь Песней и вообще все песни.

SOS (СОС) — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной связи, с использованием азбуки Морзе. Сигнал представляет собой узнаваемую последовательность «три точки — три тире — три точки». На азбуку Морзе переведены также тексты из IPhone заметок.

Текст «Песни Песней» звучит в перформансе на английском языке в переводе 17 века. Язык Библии Короля Якова (King James Bible,
1611 г), с его архаизмами и поэтичностью, продиктовал авторам характерное музыкальное звучание, где сочетаются элегичность
и полифония, присущая добарочной музыке. Сочетание с современными приемами и электроникой делает текст Песни Песен слегка отстраненным и вневременным. Остальные тексты звучат на русском языке.

Место проведения: Вторая сцена БДТ — площадь Старого Театра, 13