В 2010 году впервые в Санкт — Петербург приехал Cirque du Soleil со своей программой «Corteo» (кортеж). Бродячий канадский цирк  наконец-то докатился до далекой и холодной России. Около СКК «Петербургский» раскинулся шатер (шапито), в котором каждый вечер на протяжении целого месяца происходили настоящие чудеса. Это было изумительно и, по-настоящему, красиво. Я до сих пор помню свои ощущения от увиденного, которые совершенно заслуженно пополнили графу «незабываемо»: все происходящее на сцене было похоже на изысканную волшебную сказку. Артистка — карлик, которая парила над зрительным залом на воздушном шаре и просила тех, к кому она подлетала, ее подтолкнуть, стало моим  самым ярким впечатлением на долгие годы. Режиссер всей этой красоты был мало тогда известный в России, но уже покоривший Европу, Азию, США  швейцарец Даниэле Финци Паска.

Паску стали приглашать именитые российские театры для работы над  собственными постановками: так, в 2010 году в московском Театре имени Моссовета состоялась премьера «Донка – Послание Чехову», а в 2011 году режиссер Паска поставил оперу «Аида» в Концертном зале Санкт-Петербургского Мариинского театра  и  » Реквием. Верди» под управлением Валерия Гергиева в самом Мариинском в 2012 году. В 2017 году в рамках XVIII международного театрального фестиваля «Радуга» показали спектакль Финци Паски «Белое на белом».

Но сместим немного акценты… Спустя год после успеха » Corteo» в Петербург в Ледовый дворец привозят  «Verekai» («где бы то ни было», «где угодно»), на который  (после своих бесконечных впечатлений от Cirque du Soleil) я сагитировала практически всех своих знакомых и родственников. Каково же было в этот раз  мое разочарование от увиденного: мало того, что сами артисты выступали из рук вон плохо, и трюки были не Бог весть что, так еще и пропало самое главное, что должно быть в цирке, — атмосфера. Ведь именно цирковой шатер создает ощущение камерности, таинственности и волшебства. А в Ледовом, сидя на одной из множества трибун, теряется какой-либо контакт с происходящим. С тем же успехом можно смотреть шоу и по телевизору.

В БДТ случилось то же, что и в «Ледовом» несмотря на высокий уровень профессионализма  Финци Паска как режиссера. Сами подумайте, каково коренному петербуржцу смотреть цирковое представление на сцене драматического театра?! Своеобразные ощущения, честно скажу.  Не очень понятно, как к этому правильно относиться. Погружения не случилось. У меня лично создалось ощущение, что сцена театра слишком громоздка для артистов-кочевников. Происходящее (за исключением пары номеров) тоже не впечатлило: привести в страну фигурного катания и художественной гимнастики такие технически слабые номера, было как минимум не умно. Например, номер с обручами: все, я уверена, ждали, когда гимнастка начнет крутить всю «стопку» колец, но нет…а зачем?! Она ограничилась двумя. Катание на роликовых коньках: лично я ждала что-то наподобие двойного тулупа, а случилось, то, что случилось. Подбрасывание собственных рубашек жонглером за занавесом (игра с тенями) вызвало лично у меня много вопросов: не было что ли простыней, это было бы более эстетично и грациозно.  Эффектно выглядели трюки на спиралях, воздушные гимнасты на кубе и на пилоне, игра на бокалах. Все остальное: беспечные одуванчики, носороги, кабаре и номер с переодеванием не вызвали у меня должного эффекта. Я думаю (точнее я уверена), что если бы все то же самое «пересадить» на более комфортную площадку — цирковую площадку — , то все получилось бы, и «визуальный оргазм», который мне обещал мой знакомый театральный критик (увещеваниями которого я, собственно, на этом шоу и очутилась) случился бы. А так…занавес с распечатанной картиной «Тристан и Изольда» Сальвадора Дали, нелепые шуточки, песни со странным содержанием и сомнительного качества цирковые трюки, безусловно, собрали казну, но не оставили в душе ту красоту и эстетику, на которую я рассчитывала. В общем, реальность, увы, не оправдала ожиданий.