Театру во все времена была отведена роль — отражать и обострять социальные проблемы, существующие на данный момент в обществе.

Если строить  умозаключения вокруг этой гипотезы, то можно засвидетельствовать безоговорочную победу режиссера Тимофея Кулябина, которому великолепно удалось проговорить, а точнее — прописать целую тонну человеческих ошибок и заблуждений в своем спектакле «Нора или Кукольный дом» (театр «Шаушпильхаус» Цюрих, Швейцария).

ПЬЕСА

Генрик Ибсен написал свою пьесу «Кукольный дом» в 1879 году. Прототипом главной героини Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Килер, печальные обстоятельства жизни которой толстым слоем боли легли в основу пьесы драматурга.

СЮЖЕТ

Перед нами, на первый взгляд, благополучная der Familie (Торвальд, Нора и их двое детей), где жена («белочка», «жаворонок», как ласково зовет ее супруг) мотает деньги на то и на это, изо всех сил стараясь придать внешний лоск семейному гнездышку. Подарки на Рождество, новое брачное ложе, игрушки для ребенка, разучивание тарантеллы (чтобы порадовать посла)… Жизнь не по средствам этой пары обусловлена назначением её мужа на новый пост. Торвальд вот уже совсем скоро станет директором банка.

НО…

Но счастливую жизнь семейства Хельмеров омрачает Крогстад, у которого ранее Нора одалживала деньги на лечение мужа и  который теперь начинает шантажировать молодую женщину фальшивой распиской. Крогстад требует у Норы пообщаться с Торвальдом и уговорить его поднять Крогстада по службе, иначе не миновать им всем беды. Любимая супруга отправится прямиком в тюрьму за подделку подписи.

У Торвальда совсем нет намерения повышать нерадивого сотрудника, так как на днях он самолично подписал приказ о немедленном увольнении Крогстада и назначении на его место старой доброй подруги Норы — фру Линне.

Не буду всё пересказывать, просто скажу, что в пьесе Ибсена затрагиваются крайне острые и болезненные темы: положение женщины в обществе, потеря истинных ценностей, свобода человеческой личности.

КУЛЯБИН

Тимофей Кулябин дописывает ибсеновскую пьесу пером современности, помещая героев произведения в виртуальную реальность.

Все сцены спектакли проигрываются за толстым стеклом (если помните — первое реалити — шоу в России так и называлось «За стеклом»), а общение между героями происходит исключительно в вотсапе (вся жизнь течет через экран телефона). Муж с женой не разговаривают оффлайн совсем. Им некогда.  Изо дня в день они только и делают, что в свободное время посылают друг другу смайлики, обмениваются фотографиями, кто и что делает, общаются по важным вопросам через видео-call.

Жизнь семейства Хельмеров  заключена в планшете и телефоне. Ни Торвальд, ни Нора никогда не отрываются от экранов мобильников.

ПРО СЕГОДНЯ

ВИРТУАЛЬНАЯ СЧАСТЛИВАЯ жизнь смотрит на зрителя через призму театра. Но действительно ли у этих «счастливчиков» так всё хорошо, как они об этом пишут в своих метровых месседжах и постах.  

Бывает, что достаточно просто получше приглядеться или попасть в беду, чтобы понять, что телефонное счастье было гнилым с самого начала и для всех участников не более чем успокаивающий самообман.

Фото: Наталья Кореновская