«Долгий рождественский обед» по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Торнтона Уайлдера — это третий спектакль Руслана Нанавы для Театра на Васильевском. И, подобно предыдущему его детищу, постановке «Трое на качелях», в первые полчаса он ставит зрителя в тупик и вызывает недоумение.
Не успели прочитать пьесу перед походом в театр? Не беда — артисты сделают это для вас! Сидя за длинным обеденным столом, они протараторят свои партии с листов под равномерно тикающий метроном. Такой зачин кажется странным и утомительным, но именно он оказывается главным смысловым и организующим началом постановки — словно ствол для раскидистой вишни в белом цвету.
Читка, переходящая в действие, дважды закольцовывает композицию, усиливая метафизический посыл пьесы. Время летит, слова сливаются, смысл некоторых реплик ускользает… Далее тот же самый текст Уайлдера будет сыгран, и плоские слова наполнятся душой и смыслом, персонажи символической пьесы обретут плоть и кровь, достоинства и слабости, и быстро (как это обычно и бывает), проживут жизнь со своими радостями и трагедиями. При этом зрители будут точно знать, что именно произойдет дальше — в отличие от героев. Законы Судьбы непреложны. Кстати, Судьба, судя по всему, тоже здесь: вот она, в поясе с инструментами, деловито расставляет стулья, предоставляет и забирает микрофоны и возвращает все на круги своя.
Спектакль легко, трогательно и красиво рассказывает о вечных вопросах бытия. При этом ему удается не скатиться ни в дешевую сентиментальность, ни в тяжелый экзистенциализм: он добрый, искренний и теплый, несмотря на кружащийся снег и сияющие на сцене звезды.
Вот она, вечность, совсем рядом! Но мы не замечаем ее за бытовыми неурядицами и вереницей застолий, которые повторят наши дети и дети наших детей. Все проходит — и все повторяется, но человек всегда хочет быть молодым и живет так, как будто мир появился вчера, а он никогда не умрет. И в этом суть и прелесть жизни.
Смотрела и писала Алена Мороз.