Спектакль «Отец» от театра «Theatrum» (Таллинн, Эстония) — это тот случай, когда режиссер настолько искусно владеет ремеслом, что зритель от начала и до конца не понимает, на чьей стороне ему следует задержаться. Что правда здесь, а что ложь: то ли стоит встать на защиту старика — отца, то ли понять и принять позицию уже не очень молодой и желающей построить личное счастье дочери. Все настолько запутано, что даже Шерлок Холмс бы сразу не разобрался.
Из сюжета следует, что капризный и властный отец тяжело болен, у него деменция, провоцирующая постоянные галлюцинации. Это не просто старческое слабоумие, это заболевание, отравляющее жизнь не столько самому больному, который в течение нескольких часов забывает о происходящем, сколько окружающим его родным и друзьям. И вроде тебе, как зрителю, все понятно: герой Лембита Петерсона (которого, к слову сказать, он блестяще играет) запутался между настоящим, прошлым и будущим, ему плохо и мерещится то, чего нет, но… Из-за того, что режиссер Мария Петерсон постоянно меняет образы родных главного героя и людей, наблюдателям в зале кажется, что запутался не только отец.
По словам автора пьесы Флориана Зеллера — «Отец — это пазл, в котором всегда отсутствует одна деталь, а какая точно — никогда неизвестно». И с этим трудно не согласится.
«Отец» — это сочетание высочайшего профессионализма актеров, режиссеров и текста. Редкий случай такого блестящего союза на сцене. Эстония в очередной раз доказала, что способна достойно представлять свои культурные работы на мировой театральный суд.
Фото : Наталья Кореновская