Спектакль Никиты Кобелева «На дне» — эмоционально мощная постановка, которая не боится задавать сложные вопросы и не даёт при этом готовых ответов. Это спектакль о людях, которые, несмотря на своё падение, остаются людьми. О надежде, которая может быть и спасительной, и разрушительной. О правде, которая бывает слишком тяжела, но без которой невозможно жить.
Кобелев и команда Александринского театра создали актуальный спектакль, вобравший в себя дух прошлого: на фоне объемной декорации в виде лофта скучно серого цвета с неоновыми надписями – афоризмами из пьесы руки Наны Абдрашитовой звучит слегка осовремененный драматургом Дмитрием Богославский текст Горького.
Режиссер предлагает зрителю не просто перенестись в ночлежку начала XX века, но и увидеть в героях пьесы отражение современного общества. Его постановка подчёркивает вневременной характер проблем, затронутых автором драмы: социальное неравенство, человеческое достоинство и отчаяние, потерянность, поиск себя в мире, где «человек — это звучит гордо», но часто оказывается унижен и забыт.
События пьесы разворачиваются в ночлежке, принадлежащей Михаилу Ивановичу Костылёву. Среди обитателей — сломленные и опустившиеся люди, чьи жизни давно потеряли прежний смысл: бывший телеграфист, а ныне картёжник и шулер Сатин, Актёр — алкоголик, некогда игравший в театре, но теперь забывший даже своё имя и Барон, разорившийся дворянин, промотавший всё состояние. Отношения между жильцами ночлежки напряжённые: они постоянно ссорятся и конфликтуют. Излюбленным объектом их насмешек становится Настя, девушка, которая пытается найти утешение в любовных романах и выдуманных историях.
Слесарь Клещ, недавно оказавшийся в ночлежке, часто впадает в истерики. Он сильно переживает и плохо переносит предсмертные «судороги» своей больной жены Анны, которую Клещ отчаянно винит в своем падении «на дно».
Хозяин ночлежки, Костылёв, периодически навещает своих
постояльцев, чтобы напомнить им о долгах или купить краденые вещи у вора Васьки
Пепла. Вместе с ним в ночлежку заходят и члены его семьи: жена Василиса и её
сестра Наташа. Ваське очень нравится Наташа, и эти его нежные чувства,
адресованные не к ней, вызывают у Василисы жгучую ревность (она состоит в
любовной связи с Пеплом и склоняет его к убийству своего мужа -тирана). Видя
неравнодушие между молодыми людьми Василиса постоянно срывает злость на сестре,
избивая её и устраивая сцены.
Однажды в ночлежке появляется странник на велосипеде по имени Лука (что-то вроде кота
Леопольда со знаменитым призывом: «Ребята, давайте жить дружно»). Он проявляет
сострадание к обитателям «дна». Лука без
устали утешает и одаривает обитателей монологами о вере и надежде. Особенно к месту
приходится исполняемая им песня Джона Леннона «Imagine» («Вообрази»), заставляющая
не только тех, кто на сцене, но и тех, кто в зале грустить, рефлексировать, но
все же надеяться на лучшее.
«…Представьте, что нет нищих,
Что этот мир ничей.
Не жадность, и не голод,
А братство всех людей…»
Песня добавляет постановке дополнительный смысл и усиливает ключевые темы пьесы.
Герои пьесы «На дне» — это люди, которые оказались на обочине жизни, но продолжают мечтать о чём-то большем. Песня становится своеобразным гимном человеческого духа, который, несмотря на все трудности, продолжает стремиться к чему-то высшему.
Лука-Леннон поет о том, каким бы мог быть этот мир, если бы люди отказались от границ, религий и материальных ценностей. В контексте спектакля это может перекликаться с монологами Сатина о человеке и его свободе.
Что значит «быть на дне»? Ведь это не только социальное положение, но и состояние души. Герои пьесы — это люди, которые потеряли всё материальное, но продолжают бороться за своё духовное: за достоинство, за право мечтать и верить.