Спектакль Никиты Кобелева «На дне» —  эмоционально мощная постановка, которая не боится задавать сложные вопросы и не даёт при этом готовых ответов. Это спектакль о людях, которые, несмотря на своё падение, остаются людьми. О надежде, которая может быть и спасительной, и разрушительной. О правде, которая бывает слишком тяжела, но без которой невозможно жить.

Кобелев и  команда  Александринского театра создали актуальный спектакль, вобравший в себя дух прошлого: на фоне  объемной декорации в виде лофта скучно серого цвета с неоновыми надписями – афоризмами из пьесы руки Наны Абдрашитовой звучит слегка осовремененный драматургом Дмитрием Богославский текст Горького.

Режиссер предлагает зрителю не просто перенестись в ночлежку начала XX века, но и увидеть в героях пьесы отражение современного общества. Его постановка подчёркивает вневременной характер проблем, затронутых автором драмы: социальное неравенство, человеческое достоинство и отчаяние, потерянность,  поиск себя в мире, где «человек — это звучит гордо», но часто оказывается унижен и забыт.

События пьесы разворачиваются в ночлежке, принадлежащей Михаилу Ивановичу Костылёву. Среди обитателей — сломленные и опустившиеся люди, чьи жизни давно потеряли прежний смысл: бывший телеграфист, а ныне картёжник и шулер Сатин, Актёр — алкоголик, некогда игравший в театре, но теперь забывший даже своё имя и Барон, разорившийся дворянин, промотавший всё состояние. Отношения между жильцами ночлежки напряжённые: они постоянно ссорятся и конфликтуют. Излюбленным объектом их насмешек становится Настя, девушка, которая пытается найти утешение в любовных романах и выдуманных историях.

Слесарь Клещ, недавно оказавшийся в ночлежке, часто впадает в истерики. Он сильно переживает  и плохо переносит предсмертные «судороги» своей больной жены Анны, которую Клещ отчаянно винит в своем падении «на дно».

Хозяин ночлежки, Костылёв, периодически навещает своих постояльцев, чтобы напомнить им о долгах или купить краденые вещи у вора Васьки Пепла. Вместе с ним в ночлежку заходят и члены его семьи: жена Василиса и её сестра Наташа. Ваське очень нравится Наташа, и эти его нежные чувства, адресованные не к ней, вызывают у Василисы жгучую ревность (она состоит в любовной связи с Пеплом и склоняет его к убийству своего мужа -тирана). Видя неравнодушие между молодыми людьми Василиса постоянно срывает злость на сестре, избивая её и устраивая сцены.

Однажды в ночлежке появляется странник  на велосипеде по имени Лука (что-то вроде кота Леопольда со знаменитым призывом: «Ребята, давайте жить дружно»). Он проявляет сострадание к обитателям «дна». Лука  без устали утешает и одаривает обитателей  монологами о вере и надежде. Особенно к месту приходится исполняемая им песня Джона Леннона «Imagine» («Вообрази»), заставляющая не только тех, кто на сцене, но и тех, кто в зале грустить, рефлексировать, но все же надеяться на лучшее.

«…Представьте, что нет нищих,

Что этот мир ничей.

Не жадность, и не голод,

А братство всех людей…»

Песня добавляет постановке дополнительный смысл и усиливает ключевые темы пьесы.

Герои пьесы «На дне» — это люди, которые оказались на обочине жизни, но продолжают мечтать о чём-то большем. Песня становится своеобразным гимном человеческого духа, который, несмотря на все трудности, продолжает стремиться к чему-то высшему.

Лука-Леннон поет о том, каким бы мог быть этот мир, если бы люди отказались от границ, религий и материальных ценностей. В контексте спектакля это может перекликаться с монологами Сатина о человеке и его свободе.

Что значит «быть на дне»? Ведь это не только социальное положение, но и состояние души. Герои пьесы — это люди, которые потеряли всё материальное, но продолжают бороться за своё духовное: за достоинство, за право мечтать и верить.