У Романа типичный «синдром выжившего». Казалось бы, надо радоваться, что «камень глупости» удалили из головы, и операция в целом прошла удачно, но вместо этого главный герой на протяжении полутора часов занимается самобичеванием и спрашивает себя: «Почему я жив, и заслуженно ли это?» Его подруга по палате Марина, которая сидела еще не так давно с ним, когда он был под капельницей, умерла во время операции по удалению кисты, а он остался ждать ее в палате… и жить.
Как правило, «выживший» человек проходит пять стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. И Роман, ощущающий вину за свое спасение, как будто застывает в состоянии гнева и агрессии, которое выливает на себя и других. «Ты на всех злишься, — доносится до него со всех сторон, — а ведь ты жив».
Жизнь поделилась для Романа на «до» и «после». До операции у него были проблемы с головой -новообразование, которое мешало ему трезво смотреть на мир. После операции он ясно увидел, что проблемы с головой были не только у него: всё его окружение страдало отсутствием критического мышления, у всех был свой «камень глупости».
Пустые встречи, разговоры ни о чем, модные тенденции под видом духовного познания. Перебирая всех и каждого (от родни до друзей) Роман приходит к выводу, что единственное настоящее, что с ним произошло за все его 40 лет, — это была дружба в больнице с Мариной, которой, увы, больше нет в живых.
Неспешность действий, меланхоличность сцен, внутреннее напряжение героя, сдержанная, лаконичная сценография- всё это подталкивает публику перестать видеть в происходящем только театр и игру. Бессмысленность и иллюзорность жизни в какой-то момент начинает ощущать на себе каждый, тем паче, что сам спектакль проходит в формате «зритель на сцене».
«Камень глупости» по одноименной пьесе белорусского драматурга Константина Стешика — это совместный проект Регионального общественного фонда поддержки Международного театрального фестиваля имени Чехова, Международной конфедерации театральных союзов и Республиканского театра белорусской драматургии (РТБД). Показан на сцене театра «Балтийский дом» в рамках XXXII Международного театрального фестиваля.