Начало: 19:00 1 марта 2022
Показ предварит вступительное слово кинокритика Максима Ершова.
«ГЕРОЙ» выходит в прокат 3 марта, накануне — специальный показ на Новой сцене Александринского театра.
Компания «Про: взгляд» выпускает в прокат захватывающую психологическую драму «Герой» (A Hero) от двукратного лауреата премии «Оскар», иранского режиссёра Асгара Фархади. Картина рассказывает о человеке, который после совершения доброго поступка оказывается в центре общественного внимания и не может справиться с последствиями собственной славы. Премьера «Героя» состоялась в 2021 году на Каннском кинофестивале, завоевав Гран-при конкурса. А уже в 2022 году фильм претендует на Оскар, войдя в шортлист в номинации «Лучший международный фильм». Помимо этого, у картины уже есть номинация на «Золотой глобус» и Азиатско-Тихоокеанская кинопремия за лучшую режиссуру.
Осужденный за неуплату долга Рахим (Амир Джадиди) получает возможность на несколько дней выйти из тюрьмы, чтобы навестить близких. В это время его возлюбленная Фархондэ (Сахар Голдаст) находит на автобусной остановке женскую сумку с золотыми монетами. Вырученной за них суммы хватило бы для того, чтобы покрыть часть задолженности. Но Рахим решает вернуть находку законной хозяйке. Слух о его доброте и честности быстро распространяется за пределами тюрьмы. Телевидение снимает о нём сюжет, и в глазах общественности он становится героем. Однако длится эта слава недолго. Вскоре многие начинают сомневаться в правдивости его истории, а сам Рахим, желая доказать свою искренность, всё сильнее запутывается в паутине лжи.
«Я много раз читал подобные истории в газетах, — рассказывает Асгар Фархади. — Это были статьи о простых людях, которые неожиданно оказывались в центре внимания, совершив какой-то альтруистический поступок. Эти сюжеты были во многом похожи друг на друга. На создание фильма «Герой» меня вдохновила не какая-то конкретная новость, но в ходе написания сценария я держал все эти истории из прессы в голове». В отличие от предыдущих фильмов иранского режиссёра, действие его новой картины разворачивается не в столичном Тегеране, а в Ширазе, городе с богатым культурным прошлым. В его окрестностях находятся руины Персеполиса — церемониальной столицы империи Ахеменидов. В первых сценах «Героя» Рахим навещает своего шурина, работающего в археологическом комплексе Накше Рустам, где располагаются древние гробницы ахеменидских правителей. По словам Асгара Фархади, ему было важно поместить действие в город, хранящий «важные и славные следы иранской идентичности». Однако сам фильм рассказывает не о прошлом, а о настоящем: Фархади в очередной раз рисует перед зрителем панораму современного Ирана со всеми его социальными проблемами и общественными предрассудками. При этом, заложенный в сюжете «Героя» конфликт универсален. Критики не раз отмечали, что истории, которые рассказывает Фархади, понятны зрителям в любой точке мира. В основе его фильмов всегда лежат этические дилеммы, неразрешимые противоречия, которые вырастают из благих намерений и человеческого несовершенства. В картинах Фархади почти не бывает отрицательных героев: у каждого персонажа – своя правда. По жанру это «кино морального беспокойства» балансирует между социальной драмой и психологическим триллером: публику оно держит в напряжении до самого финала. «Герой» ставит перед зрителями сложнейшие вопросы о том, можно ли использовать ложь во спасение и есть ли разница между совершением хорошего поступка и не совершением плохого. Фильм также исследует феномен социальных сетей и его влияние на общественное мнение: медиа в наше время обладают возможностью мгновенно создавать «героев» и так же быстро сталкивать их с пьедестала.
«Почти детективная двойственность в моих картинах всегда появляется при написании сценария, и я должен признать, что мне это нравится, — говорит Фархади. — Этот аспект делает отношения между фильмом и зрителем более прочными: они простираются далеко за рамки самого сеанса. Зритель получает возможность дольше поразмыслить над тем, что увидел. Именно за эту таинственную неопределенность я так люблю фильм Акиры Куросавы «Расемон». Соединение двойственности с историей из повседневной жизни — это интересная и трудная задача».
Место проведения: Александринский театр. Новая сцена —
наб. реки Фонтанки, 49А, Санкт-Петербург