«Урал Опера Балет» — завсегдатай Дягилев P.S. , каждый год успешно
представляющий на фестивале российский балетный континент.
В этом году труппа привезла в Петербург свой премьерный спектакль «Сказки
Перро». Оказалось, что детские сказки легко можно переложить на язык
contemporary (как говорится: «долго ли умеючи»), если за дело берутся
профессионалы хореографии. Спектакль основан на оригинальных версиях сказок,
поэтому они точно не понравятся детям.
Из десяти сказок Шарля Перро руководитель Урал Балета Максим Петров и его помощник Богдан Королёк выбрали всего четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя борода» и «Мальчик-с-пальчик». Да так они органично сплелись между собой, что получилась 2-х часовая история с общей канвой и декорацией в виде шерстяного леса.
«Вязаный» волшебный лес весит около 200 кг и является одним из важных героев постановки. Все действие балета происходит внутри него, именно из леса рождаются все сказочные герои. А еще в спектакле есть сквозной персонаж – Грибная Фея, мать-хозяйка леса, которая связывает все части: она вступается за слабых и сражается с сильными, помогая влюбленным сердцам соединиться.
К созданию постановки также были привлечены танцовщики труппы Константин Хлебников и Александр Меркушев. «Сюжеты Перро крепко связаны с телесностью, их интересно воплотить в танце», — рассказывает Петров. «В сказках затронуты вечные темы вроде дружбы, одиночества, любви», — добавляет Хлебников.
Музыку к балетам специально по заказу театра написали современные композиторы Настасья Хрущева, Алексей Боловленков и Дмитрий Мазуров
В общем, совместными усилиями создали большой спектакль. До «Урал Балета» никому и в голову не приходило объединить все сказки Перро в единый лейтмотив.
Но только лишь компиляцией сказок дело не кончилось. Авторы балетов включили свою богатую фантазию на максимум и показали развитие событий на свой лад: например, Мальчик-с-пальчик встречает в лесу Человека-Жука, мальчиков такого же роста, как он сам, а под конец Дюймовочку, в которую без памяти влюбляется (по мнению авторов балета каждый достоин любви, даже если ростом не вышел). Создатели признаются, что решили взять за основу японский вариант сказки — о Иссумбоси, пареньке размером с рисовое зернышко. И костюмы для этой сказки сшили соответствующие — в японском стиле. Синяя Борода совсем не злой, а любящий свою жену мечтатель, а в случае с Красной шапочкой — всему виной бабушка, а не волк, который по уши влюблен в маленькую девочку.
Авторы на протяжении всего действия искусно меняют оптику зрителя, делая черным белое и наоборот. Те персонажи, которых мы в детстве оценивали как положительных, становятся в балете весьма сомнительными и даже иногда антигероями.
Перро не писал добрых сказок: если перечитать их во взрослом возрасте, то невольно ужаснешься воображению автора. И это нашло отражение в балете: он тоже весь такой мрачный и затягивающий в свои вязанные цепкие сети (длинная борода, огромные ботинки и горящие, величиной с воздушный шар, глаза), этакое царство теней с редкими проблесками света.