«Фальстаф» — комическая опера Джузеппе Верди в 3 действиях, 6 картинах, на либретто Арриго Бойто по пьесам Шекспира «Виндзорские насмешницы» и «Генрих IV».
Двадцать шестая работа великого итальянского мастера трагедий стала последней комедией его жизни. В возрасте восьмидесяти лет Верди решил завершить свою долгую блестящую карьеру не пессимизмом и тьмой, а вдохновением, смелостью и светом.
Сюжет сосредотачивается вокруг сэра Джона Фальстафа — распутного пьяницы, решившего покончить со своими финансовыми проблемами довольно незамысловатым способом. Он намеревается соблазнить двух самых состоятельных дам Виндзора — зажиточную Элис Форд и ее приятельницу Мег Пейдж, чтобы без труда подобраться к сокровищам их мужей. Нелепый план старого развратника разбивается в пух и прах, когда подруги во время прогулки по саду одновременно вскрывают абсолютно одинаковые любовные письма.
Поразительная сквозная партитура «Фальстафа» характеризуется почти полным отсутствием отдельных арий. Радикальная структура несмотря на ее модернистский налет не сильно отворачивается от классических романтических форм, которые так лелеял маэстро, она скорее похожа на бездыханный порыв, имеющий целью выпустить изобилие вечной музыки, все еще бушующей в композиторе, что, конечно, производит эффект невыразимо захватывающий. Музыка течет в устойчивом потоке сознания, практически неограниченном, динамичном, исключительно человеческом.
«Фальстаф » — это, на мой взгляд, одна из немногих опер, которую не просто приятно слушать (сладкоголосые Эдем Умеров, Гелена Гаскарова, Анна Денисова, Александр Михайлов), но и интересно смотреть. Закрученный сюжет, великолепные актерские работы (такими сегодня может похвастаться отнюдь не каждый драматический театр) и декорации, перетекающие одна в другую через небольшое окно в стене, рождают внутри внезапное, всезаполняющее чувство счастья и восторга.