59-й год подряд Сергей Юрьевич Юрский выходит на сцену концертного зала «У Финляндского». И я очень рада, что увидела его (с детства родного мэтра Роше, Остапа Бендера, Ивана Груздева, Тарталью из сказки о «Короле-олене) не в спектакле, а именно в рамках творческого вечера. Потому что этот формат позволяет показать разные грани таланта и характера и дает волю слову не только художественному, но и личному. А здесь масштаб личности какой-то непредставимый. Актер театра и кино, режиссер, сценарист, писатель, член редколлегий известных журналов, общественный деятель…
Впрочем, на меня, как миллениала, гипнотическое воздействие оказывают даже не полсотни киноролей, полтора десятка книг и тому подобное. В наше время, когда столько всего происходит, что кажется, будто прошлое воскресенье было очень давно, с ужасом и восторгом осознаешь, что воочию видишь человека, который играл с Высоцким и дружил с Бродским!
Последнего он, кстати, отметил особо: прочитал его стихотворение и поэму «Муха» и рассказал о ней интересную историю. Как в первой своей командировке после трех десятилетий статуса невыездного, в Японии забрел в книжный магазин и в секции иностранной литературы купил строжайше запрещенный в СССР журнал «Континент». Колебался, не работает ли продавец «сами-знаете-на-кого», но интерес пересилил. Прочитал новую поэму Бродского и, возвращаясь на родину, решил взять ее с собой самым надежным и безопасным способом, а именно выучив ее наизусть. Потому что журнал могут найти, а текст из головы так просто не достанешь.
Что-то есть в этой истории о той жизни, которую нам, к счастью, трудно понять. Но нужно знать о ней и помнить, я в этом уверена. К сожалению, все меньше остается таких потрясающих людей как Сергей Юрский. И это настоящее счастье — прикоснуться к их памяти, их таланту, почувствовать их колоссальную энергетику.
Еще я рада, что взяла бинокль и могла в подробностях наблюдать это волшебство: когда артист делает два шага по сцене, за эти доли секунды мускулы его лица неуловимо меняют свое положение … И вот перед нами совсем другой человек. Не то чтобы он гримасничает или изображает, нет, он просто какой-то… другой. По-настоящему, изнутри. И неважно, говорит ли он от лица уставшего от жизни Фауста, хитрого и мудрого беса Мефистофеля, похмельного Степы Лиходеева, подтянутого Воланда, работяги или кондукторши, да хоть кота!
Единой темы не существовало, номера были увязаны между собой так же непринужденно, как в дружеском разговоре, когда вы только что говорили о Пушкине и вот уже обсуждаете двусмысленную и очень смешную сценку в трамвае. Вообще сама атмосфера вечера получилась очень теплой; чувствовалось, что Юрский дома, в городе, где его любят и ценят. И охапка цветов вместе с коробками конфет, подарочными пакетами и даже игрушечным медвежонком это подтвердили.
На вечере артиста побывала Алена Мороз.