Знаем ли мы по-настоящему своих друзей, возлюбленных и близких? Или все, что нам доступно – это лишь знакомство с образом человека и маской, которую он носит?
Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом» показал в Петербурге постановку Никиты Кобелева «Дачники» по мотивам пьесы М. Горького, сценическая версия текста – Дмитрий Богославский. Горького осовременили до (не)узнаваемости. Актуально, глубоко, энергично. 3 часа 40 минут пролетели на одном дыхании. Актеры не играли, они буквально жили на сцене, искусно вписываясь во все авторские перипетии. Получился очень узнаваемый портрет «интеллигенции» («когда из грязи в князи»), застрявшей в кризисе среднего возраста и бесящейся, как любят говорить в народе, с жиру. Суслов: «Мы наволновались и наголодались в юности; естественно, что в зрелом возрасте нам хочется много и вкусно есть, пить, хочется отдохнуть… вообще наградить себя с избытком за беспокойную, голодную жизнь юных дней…»
Пространство организовано таким образом, что и зритель будто присутствует в этом самом доме, где-то сидя в сторонке, и актеры существуют равным образом как на сцене, так и в зале. Этакий спектакль в спектакле. В итоге и публика, и артисты находятся в одной упряжке, динамично погружаясь в проблемы так называемого высшего света.
В основе спектакля Никиты Кобелева тот же принцип, что и в фильме Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы»: закадычные друзья и родственники собираются на даче Басовых, чтобы отпраздновать новоселье. Они рассчитывают поесть шашлыков, выпить вина, половить рыбу, посмеяться, поболтать о всяком-разном, благо есть много злободневных тем для обсуждения. Герои и представить себе не могут, какие скелеты вылезут из шкафов в этот вечер, и какие удивительные открытия о себе и о других им предстоит сделать. Трасса закрыта, потому что леса горят, и никто не может уехать из загородного дома, никто не убежит от себя и своих демонов.
И гости и хозяева вынужденно сталкиваются с моральными выборами и внутренними противоречиями: одиночество, скука, желание любить и быть любимым и поиск смысла жизни. В спектакле наглядно показано, что каким бы ни был социальный статус человека и сколько бы лет ему ни было, он все равно нуждается в понимании, ощущении своей значимости, доброте и внимании со стороны близких. Богатство души не зависит от сытости желудка.
У принимающей пары Сергея и Варвары Басовых семья явно находится на грани распада: он — простак и болтун, хотя и именитый адвокат, она страдает рядом с ним, от его глухоты и примитивных желаний. Ей мучительно бездуховное, обывательско-серое существование, лишенное идеалов и нравственного содержания.
Супруги Сусловы вальсируют между жизнью и смертью, то театрально лобызая друг друга, то размахивая пистолетом и угрожая расправой.
Чета Дудаковых вызывает тоже очень много вопросов: он — врач, она — многодетная мать, и вроде цели у них одни, и смотрят они в одном направлении, но любви нет. И счастья нет. И денег тоже всегда недостаточно, и приходится Ольге Алексеевне постоянно занимать у Варвары Басовой на свои нужды, за что Ольга ее прямо люто ненавидит. Ей зависть застлала глаза, и оттого она лишена всякого сочувствия к экзистенциальным страданиям якобы близкой подруги.
Свободомыслящая и прозорливая Марья Львовна, которая всей душой и сердцем с Варварой и регулярно кормит ее интеллектуальным чтивом, распадается буквально на мелкие атомы, становясь растерянной, глупой и слегка нелепой, когда узнает о любви к себе вариного брата Власа (Влас годится ей в сыновья, и уже не юная Марья Львовна не может позволить себе роскошь быть желанной настолько молодым человеком, пусть даже он и интеллектуальнее всех присутствующих).
Писателю Шалимову уже давно не грозит быть (по)читаемым, но он не подает и виду, что что-то идет не так, продолжая услаждать слух хозяев пространными разговорами о том, да о сем. Не чурается он мимолетом и приударить за влюбленной в его талант Варварой, правда, внезапно для себя получает отворот-поворот. Как и более молодой Рюмин, который отчаянно пытается давить на жалость, тщетно надеясь растопить холодное сердце хозяйки дома своими душещипательными историями о детстве.
Сестра Сергея Калерия Басова вообще оторвана от реальности. Разгуливая на протяжении всего спектакля в этноодежде, она настойчиво старается погрузить и зрителя, и гостей в духовный мир через медитацию, чтобы мы все уверовали. Но все ее обряды и несущественные речи жестко разбиваются о горькие реалии семейной жизни.
И вот все эти люди вынуждены существовать в едином пространстве, и нет никакой возможности скрыться от посторонних глаз. Ущербность духовного самосознания русской интеллигенции обличена режиссером на 100%, в конце он выносит приговор всем тем, кто погряз в пошлости, разменял свою жизнь на мелкие удовольствия, наживу, пустопорожнее философствование и бесцельное проживание жизни. Все сгорит, как и лес за окном.
А дачники останутся лежать на шезлонгах и продолжать бездумно отдыхать, на большее они явно не способны.