Что у белорусов не отнять, так это талант делать театр. На XXXV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» Гродненский областной театр кукол привез спектакль «Сымон-музыка» по одноименной поэме Якуба Коласа.
Поэму «Сымон-музыка» (1925) называют сокровищницей белорусского языка, она входит в золотой фонд белорусской литературы. Сам автор определял ее как «сказку жизни».
История создания поэмы берет начало в тюремной камере Пищаловского замка, где поэт и драматург Константин Мицкевич (Якуб Колас) отбывал наказание как участник нелегального учительского съезда: «Я делал записи, как только освоился в тюремной жизни: раздобыл карандаш и научился прятать бумаги. Начал писать песенку, поняв, что это произведение станет для меня опорой. Если буду его придерживаться, не сойду с ума, не сопьюсь, не опущусь совсем, в подонки, в прислугу… Я начал писать в 1911 году. Не помню, при каких обстоятельствах меня заинтересовала одна мысль – непонимание истинного художника толпой…»
14 лет шла работа над поэмой. Колас много раз ее переделывал и переписывал, в том числе из-за постоянной смены властей и условий, в которых она создавалась. Поэма появилась в печати в 1917 году в журнале « Вольная Бларусь» (первые три части), окончание поэмы было опубликовано в журнале «Вольное знамя» в 1921 году, а в 1923 году Колас решил переработать поэму. В 1924 году его рукопись украли в поезде Кисловодск-Минск. Автор в прямом смысле вернулся домой ни с чем. Не осталось даже черновиков.
В итоге драматургу пришлось заново написать поэму, которая в июле – августе 1925 года наконец увидела свой свет в своем теперешнем виде; ее напечатали в журнале «Пламя революции».
В своем произведении автор размышляет о путях развития национального искусства и о трагической судьбе таланта из народа: с одной стороны, «Сымон-музыка» — об одиноком художнике в чуждом мире, а с другой – это глубокая метафора судьбы белорусского народа, веками находившегося на перекрёстке различных культур, верований и политических влияний.
В центре поэмы особенный мальчик, прирождённый музыкант Сымон. У него незаурядный музыкальный талант: он слышит музыку буквально всюду и всё может облечь в песню. Его выгоняют из родительского дома за нерадивость, бесхозяйственность (не уследил за овцами, и их сожрали волки), а главное, за то, что он не был похож на других. И вот он со скрипкой за плечами, подаренной ему любимым дедом Курилом, путешествует по миру.
Сначала Сымон прибивается к старому нищему, который довольно быстро начинает его эксплуатировать в своих интересах. Потом скрипач попадает в корчму к еврею Шлёме, обещающего ему безбедную жизнь, если он будет играть для посетителей его трактира. По факту же Сымон работает водовозом, скотником и т.д, а когда надо — Шлёма достаёт из запертого шкафа его скрипку и отправляет мальчика развлекать гостей. Однажды Сымону удается выкрасть свой инструмент, и он сбегает от жадного трактирщика.
Наконец Сымон попадает ко двору польского пана, где на себе чувствует всю степень социального неравенства. Скрипач просит пана обучить его нотной грамоте, на что пан заявляет, что мужик должен оставаться мужиком и не прикасаться к музыке.
В итоге Сымон возвращается к Ганне (он встретил
ее впервые, когда скитался с нищим по свету). Любовь Ганны – это единственная
его радость. С ней рядом он понимает: судьба настоящего музыканта – это вечное
путешествие.
Литературовед Анатоль Трофимчик убежден, что в поэме «Сымон-музыка» Колас предвидел будущее Беларуси, а критик Адам Бабареко писал, что Сымон — это и есть Якуб Колас — художник, белая ворона, который не находит взаимопонимания с миром из-за своего видения мира и перманентного гуманизма, а все, что происходит с Ганной, — это судьба Беларуси. И Колас, кстати, закладывает в ее уста мысль, что Беларуси не хватает своего Песняра: «Заставь мой початок кукурузы снова расцвести».
В общем, «Сымон – музыка» — это возможность прикоснуться к культуре Беларуси, к ее особенностям, к ее истории. Недаром создатели окрестили свой спектакль энциклопедией белорусской жизни.

