Раздается стук барабанов, по углам воркуют люди-ласточки, беззвучно открывая рты, занавес, богато расписанный сюжетами палехской миниатюры поднимается… И зритель стремительно проваливается во тьму, в преисподнюю, в иссиня — черный ад, где небо мечет на героев молнии, собаки с кроваво-красными глазами недобро смотрят на сидящих в первых рядах, а туши коней с оторванными ногами болтаются на цепях.
Главная декорация этого спектакля — кромешная темнота, откуда выплывают и куда исчезают жители города Калинова. Все герои Островского — Могучего одеты в черный кроме Екатерины Кабановой, которая является зрителю в алом платье с кокошником на голове, тем самым разрежая и раздражая обстановку. Она как будто огонь, который каждый на сцене пытается погасить: Тихон — кричащими слезами, Кабаниха — безучастным порабощением, Борис Григорьевич — убаюкивающим оперным пением, роскошная Барыня — пророческим заклинанием.
Вторая важная находка Могучего, для которого каждый спектакль (как по мне) — это проба самых новейших технологий на театральной сцене, — звук. Музыкальная палитра спектакля настолько разнообразна и пестра, что, как говорится, — на всякий вкус и цвет. Рэп разбавляется частушками, народные песни соревнуются со скороговорками. И опера! Для многих такой поворот событий (опера в драматическом театре) казался немыслимым, чувствовалось смятение в зрительном зале, но ко второму акту и этот режиссерский ход прижился. Ко всему прочему главные герои ГЭКают и ШОкают, создавая на сцене атмосферу провинциально города типичной российской глубинки. Все актеры играют бесподобно, особенно эпично «притворствуют» Кабаниха (Марина Игнатова), Убогая (Диана Шишляева) и Глаша (Алена Кучкова).
Если подытожить: «Гроза» в БДТ носит однозначно развлекательный характер. Нет в ней свойственного этому произведению трагизма, зато много фарсa и даже профессиональной наигранности. Сказать однозначно, что зрителю «понравится/не понравится» такая интерпретация пьесы, невозможно. Здесь нет черного или белого, здесь целая гамма оттенков.
3 -х часовой спектакль Могучего — это ярмарка…талантов, приемов, звучания, а на рынке, как известно, каждый всегда находит себе что-то по душе.