— Мы работаем, чтобы вы знали правду!

— На кой?

Сегодня я открыла новый театральный сезон премьерой спектакля  «Милый друг» в театре «Балтийский дом».

К стыду своему именно «Милого друга» у Мопассана я не читала, но инсценировка Натальи Индейкиной интуитивно  показалась мне далекой от оригинала французского классика.

Действие происходит далеко не в 19 веке (как увещевает нас автор), а в 21 согласно задумке Индейкиной. Селфи, блогер,  Iphone, Бургер Кинг со своими знаменитыми коронами, youtube, соцсети и словечки типа «звездец» переносят зрителя в долю секунды из атмосферы театра в жесткую современную действительность. И как по мне, так  Мопассан все-таки делал в своем романе акцент на любовь (пусть и наносную), а режиссер постановки напирает на политику, причем где-то даже чересчур яростно и вычурно.

На сцене разворачивается откровенно вызывающее действие, а именно – оголяется зрителю та часть журналистики и политики, которая всегда скрыта (от греха подальше) от чужих глаз. Публика наблюдает за тем, как создаются уверования для народа и депутатская религия, как рождаются громкие события в прессе и кто на самом деле зачинает международные войны.  В общем, в «Балтийском доме» железный занавес на время спектакля рухнул, и верные подданные государства французского (а на самом деле – русского) видят всё происходящее за их спинами в истинном свете и, может быть, понимают, где и для чего заканчивается правда, чтобы в свои права вступила сладкая ложь.

«Кому нужна эта любовь, когда есть деньги, власть и успех?!», — взывает к зрителю Жорж Дюруа. И «Балтийский дом» в лице господина Вальтера подхватывает: «Вы должны стоить дорого и продаваться дорого, тогда Вас начнут уважать!». Материальные ценности и самопроизвол во имя личного благополучия несет сегодняшний театр в массы, потому что спектакли всегда отражают то, что происходит на данный момент в обществе. А ведь так все и есть. Из каждого рта вылетают фразы наподобие:  «собственный бизнес», «успешный человек», «финансовая независимость», «деньги». И практически не говорят уже о любви, доброте, взаимовыручке и культуре во всех ее смыслах.

Помимо откровенного вызова массе считаю важным отметить и хорошее, что есть  в этом спектакле: любопытный выбор музыки, хорошо поставленные танцевальные номера и симпатичный видеоряд, метафорично отражающий происходящее на сцене.

Окончание спектакля просто фееричное. «Милый друг» победителем  покидает сцену подобно Арнольду Шварценеггеру в «Терминаторе» с высоко задранным пальцем и безмолвной фразой  «I ‘ll be back».

PS Как сказала моя близкая подруга –актриса: в репертуаре театра должно быть не менее 70% классики, а остальное – современная проза. Видимо, Индейкина решила, таким образом, перехитрить культурные стандарты, дабы затронуть важное и больное: под прикрытием французской классической литературы актеры говорили со зрителем о сегодняшнем дне.

PPS Я всегда была за простую подачу сложного материала, чтобы как можно больше людей могли приобщиться к знаниям, но я никогда не была «за» унижение культуры и падение квалификации, дабы стать ближе к простому народу. Высшее должно тянуть за собой низшее – это прогресс, а когда высшее опускается до уровня низшего, чтобы быть понятым, — это регресс.  Театр должен задавать планку, а не снижать ее под среднестатистического зрителя, который, не факт, что и поймет, какое одолжение ему сделали.