Вишенкой на торте в этом театральном году для Александринского театра стал спектакль талантливого режиссера Андрея Калинина по пьесе Резо Габриадзе «Какая грусть, конец аллеи…» Это второй спектакль Калинина — режиссера на сцене императорского театра (на малой с успехом идет «Убийство Жан-Поля Марата»). Кстати, для премьерного спектакля в Александринском Габриадзе, выступивший в этот раз художником — постановщиком, специально переработал пьесу.
Действие разворачивается после второй мировой войны.
В самом начале зрители сидят в зале и смотрят театр в театре. Через некоторое время прямо у всех на глазах со сцены двое уводят на каторгу актрису Мери, безжалостно снимая с нее блестящие одежды и одевая ее в грязные кирзовые сапоги и ватник.
А дальше кладбище…бесконечное, мрачное, заброшенное.
И прекрасная Мери вернется…к жизни, но уже не той, которой она жила до ссылки, той больше не случится никогда. Вместо мужа памятник, друзья и наставники — холодные статуи на постаментах, дочь врага народа — комсомолка, а она — электросварщица.
И вроде принято считать, что кладбище — территория смерти, и всё для всех кончено, но у Габриадзе и Калинина именно здесь, среди безымянных плит, сиротливых душ и пьяных могильщиков, зарождается надежда — надежда на лучшее и светлое будущее.
Отдельно хочу отметить актрису, играющую Мери (Ольга Белинская). Ей уже не первый раз выпадает в Александринском театре играть в войну («Швейк.Возвращение», «Чук и Гек»), как будто это ее какая-то личная проработка мировой трагедии. И страшные роли ей неизменно удаются с успехом.